Нынешняя избирательная кампания в Верховную Раду может стать самой дорогостоящей в истории Украины
Избирательная кампания этого года может стать самой дорогостоящей в истории Украины — политики начали ее на несколько месяцев раньше официального срока и уже вложили в рекламу около 500 млн грн., - пишет «Коммерсантъ-Украина» в материале «Деньги в урны».
Рекламные кампании партий в этом году начались задолго до официального старта избирательной кампании — первые ролики лидера партии "Украина — Вперед!" Натальи Королевской и Партии регионов появились в ТВ-эфире в середине весны, а наружная реклама КПУ — еще раньше — в январе. При этом, согласно закону "О выборах", политическая агитация и реклама разрешены лишь после начала избирательной кампании — с 30 июля. Тем не менее на 23 сентября партии суммарно закупили 37 тыс. рекламных телевизионных рейтингов (единица продажи рекламы на ТВ), более 100 тыс. наружных плоскостей и около 120 млн кв. мм рекламной площади в прессе (данные медиаагентства ZenithOptimedia).
До сих пор самыми дорогими считались парламентские выборы 2007 года. Тогда, согласно официальным данным ЦИК, общий объем избирательных фондов 20 партий и блоков составил 581,4 млн грн, а, по оценкам экспертов, их общие затраты на рекламу превысили 800 млн грн. В нынешней кампании на национальном уровне активно рекламируются только 8 партий, но их общий медиабюджет уже превысил 500 млн грн. По прогнозам экспертов, вскоре эта цифра увеличится вдвое — больше всего рекламы закупается именно в последний месяц перед выборами. Так, на выборах в Верховную раду в 2007 году за последний месяц политики закупили 8,3 тыс. ТВ-рейтингов, тогда как за весь предыдущий период — только 5,2 тыс. (данные GfK Ukraine; предоставлены "Институтом медиа аудита").
Такое количество рекламы обычно характерно для президентских выборов — бюджет выборов 2009 года эксперты оценивали в 1 млрд грн. "Но президентские и парламентские выборы не сравнивают — президент может быть только один, поэтому конкуренция на таких выборах всегда выше, а рекламные бюджеты больше",— говорит руководитель департамента маркетинга и аудиторий телеканала ICTV Орест Белоскурский.
Особенностью кампаний этого года стало также привлечение рекламных агентств. "Наша задача — разработать план размещения, а также договориться со СМИ о стоимости рекламы, причем не с отделами продаж, а с владельцами медиа",— отмечает руководитель одного из агентств.
Партии готовы потратить астрономические суммы на избирательную кампанию, ведь ставки на этих выборах слишком высоки. "Доверие к правящей партии подорвано, и она пытается вернуть его с помощью рекламы. Оппозиция опасается усиления авторитаризма, поэтому ее единственная возможность — попасть в парламент",— отмечает политтехнолог, президент Центра изучения манипулятивных технологий Денис Богуш (разрабатывал президентскую кампанию Виктора Ющенко в 2004 году, сейчас ведет мажоритарных кандидатов).
Рост затрат на политрекламу произошел прежде всего благодаря ПР. Уже сейчас по медиабюджетам видно, что отрыв ПР от конкурентов огромен — только на ТВ партия закупила более 16,5 тыс. пунктов рейтинга. Для сравнения, ее ближайший "конкурент" партия "Украина — Вперед!" приобрела чуть менее 7 тыс. пунктов. На прошлых выборах разрыв между участниками был не таким значительным.
Участники рынка утверждают, что ПР спонсирует ряд партий для оттягивания голосов у "Объединенной оппозиции". Таким проектом называют и партию Королевской. "Кроме того, с середины лета те же люди, которые платили за рекламу ПР, приносят деньги и за "Нашу Украину"",— утверждает один из участников рынка. Впрочем, Валерий Вареница, директор агентства MindShare, размещающего рекламу ПР, отрицает связь между партиями.
Затраты оппозиции — ВО "Батькивщина" и УДАР — гораздо скромнее. "У них денег немного, и для них выгоднее было бы вложиться в наружную рекламу, но туда оппозицию не пускают местные власти",— отмечает источник издания на рынке.