В субботу, 22 сентября, иностранная пресса рассуждает об избирательных ходах украинской власти, рассказывает о спорных моментах возведения мемориала жертвам голодомора в Американской столице и предупреждает российскую власть о риске игры в закон.
Швейцарское издание "Neue Zurcher Zeitung" анализирует стратегию украинской власти для обеспечения победы на октябрьских парламентских выборах, которые автор считает "лакмусовой бумажкой демократии".
Газета пишет, что на уровне политических деклараций может показаться, что "все идет как по маслу", ведь украинские политические лидеры, от президента Виктора Януковича и премьера Николая Азарова до ключевых лиц правящей Партии регионов в один голос уверяют, что предстоящие выборы будут справедливыми и прозрачными. Впрочем, "целевой аудиторией" таких обещаний являются прежде всего представители Европейского союза, для которых демократические выборы являются ключевым требованием для дальнейшего сближения Киева и Брюсселя. Впрочем, учитывая негативный опыт политических манипуляций во время проведения местных выборов два года назад и методы управления государством президента Януковича, автор рекомендует относиться к прокламациям правящей Партии регионов "с осторожностью".
Поскольку Украина находится "под наблюдением" международного сообщества, Партия регионов стоит перед проблемой: как победить на выборах, не прибегая к открытым манипуляциям? Среди шагов, предпринятых властями для достижения этой цели, автор называет возврат к смешанной пропорционально-мажоритарной избирательной системе с партийными списками и одномандатными округами, которая практиковалась во времена бывшего "авторитарного" президента Леонида Кучмы. По мнению экспертов, одномандатные округа дают власти больше возможностей для целевого распределения государственных средств с целью покупки голосов.
Чтобы уменьшить шансы оппозиции на победу в октябре, не прибегая к мошенничеству на избирательных участках и при подсчете голосов, власти также не пренебрегают давлением на независимые СМИ, добавляет газета. По мнению издания, "продажная журналистика, занимающаяся проституцией в политических целях, широко распространена" в Украине.
"Профессиональная этика в некоторых редакциях является такой же скромной, как и операционный бюджет", - добавляет автор. На таком фоне издание особенно обеспокоено судьбой телеканала ТВi, проблемы которого множатся с приближением выборов.
Изменение избирательного законодательства и давление на медиа лишь подрывают доверие западных партнеров к многочисленным и "пустым" обещаниям демократических реформ и выборов, которые с такой легкостью раздает Янукович, пишет издание.
"Сохранение власти является первым приоритетом в его тугом вертикально организованном и все более авторитарном государстве", - отмечается в материале. "Поэтому сближение Киева и Брюсселя состоится лишь тогда, когда Европейский союз смирится с Януковичем и с его "хорошими этикетками без демократического содержания", резюмирует автор.
Американская "Washington Post" рассуждает, почему памятник жертвам голодомора 1932-33 гг. в Украине, который запланировано открыть в Вашингтоне, может превратиться в резонансное дело.
Планы по строительству мемориала возникли после того, как к власти в Украине пришел Виктор Ющенко, которого автор считает "горячим сторонником украинского национализма". Бывший президент стремился убедить мир, что события 1932-33 годов были организованным геноцидом украинского народа.
В 2005 году, напоминает издание, "риторический климат в Соединенных Штатах был чувствительным к мысли, что свобода распространялась, демократия продвигалась, и США выигрывали многовековой геополитический спор о самоуправлении и правах человека". Поэтому Американцы согласились на мемориал с надписью "Голодомор-геноцид в Украине: В память о миллионах невинных жертв искусственного голода в Украине, разработанного и устроенного тоталитарным режимом Сталина".
После того, как к власти в Украине в 2010 году пришел Виктор Янукович, ссылки на информацию о Голодоморе 1932-33 гг. были удалены с президентского сайта. В отличие от Ющенко, принявшего законы, запрещающие отрицать, что Голодомор был геноцидом, Янукович сказал Совету Европы, что "признать голодомор актом геноцида против одного народа было бы неправильно и несправедливо".
Несмотря на такую позицию нынешней власти, которая, по словам автора, "враждебно относится к самой идее голодомора", официальный Киев не отменил планы на мемориал в Вашингтоне. Поэтому, по мнению автора, памятник представляет "заметный, если не беспрецедентный пример, когда неустойчивое иностранное правительство с демократическим дефицитом берет ответственность за увековечение события", о котором сами украинцы имеют неоднозначное мнение.
О "страхе и ненависти" в российской политике рассуждает на своих страницах британское издание "Economist".
Автор рассказывает, что для поколений российских лидеров закон, скорее всего, служит инструментом государственной власти, чем средством ограничения ее злоупотреблением. Президент Владимир Путин и его советники, кажется, тоже не пренебрегают этой стратегией для укрепления своего контроля над государством.
На практике это означает, что законодательство может быть использовано избирательно против политических оппонентов, добавляет издание. И недавнее лишение оппозиционного депутата Геннадия Гудкова депутатского мандата за нарушение закона, запрещающего народным избранникам получать прибыль от частного бизнеса, - яркий пример.
Сам Гудков рассказывает, что в России можно не только "искажать закон, как удобно", но и делать это "без последствий".
Ряд недавно принятых "репрессивных" законов, которые повысили штрафы за несанкционированные демонстрации и обязали неправительственные организации, финансируемые из-за рубежа, регистрироваться как "иностранные агенты", также дают автору повод думать, что российское правительство пытается загнать оппозицию и ее сторонников в состояние "постоянной законной опасности".
"Это ощущение непрозрачности и непроницаемости" служит на пользу правящей верхушке, полагает издание. И опасность использования закона для решения краткосрочных политических задач состоит в том, что возникает риск прецедента. Даже если правовые санкции налагаются субъективно, в будущем они могут быть применены не только к оппозиции, но и к сторонникам власти. Поэтому, объясняет Гудков, "существует много страха", поскольку "многие пришли в Думу, чтобы защитить свой бизнес".
Обзор подготовила Алина Захарчук,
Служба Мониторинга ВВС
Источник: BBC-Україна