Корреспондент: Первый прошел. Итоги года правления Украиной Виктора Януковича

Попытки комплексных реформ, оживление экономики, возвращение Украине Евро-2012, нормализация ситуации в Киеве. А еще - давление на малый и средний бизнес, борьба с коррупцией, которая превратилась в расправу над оппозицией, использование Конституции на собственное усмотрение, резкий рост поборов на таможне, наступление на свободу слова. Из этих полярных результатов состоит итог года правления Украиной Виктора Януковича. Эти 12 месяцев не были доброй сказкой, и, с помощью экспертов сведя вместе все положительные и отрицательные моменты в работе Президента, Корреспондент ставит Януковичу за этот год работы почти отрицательную оценку - три с минусом. Ведь его команда не смогла развить те позитивные начинания, которые были у команды Президента в начале ее работы, а вот негативные явления существенно повлияли на жизнь и настроения украинцев, а также на международный имидж страны. Все хорошо? Если посмотреть на сухие цифры, то за год Януковичу и его команде удалось немало. По словам Олега Устенко, исполнительного директора Фонда Блейзера в Украине, за год страна показала неплохой экономический рост - 4,5%. Правда, учитывая то, что в 2009 году падение украинской экономики составило 15%, нынешний подъем выглядит как удачное сравнение с низкой статистической базой. К тому же положительный показатель прошедшего года можно отнести к заслугам нынешней власти лишь частично: ей здорово помогла мировая посткризисная конъюнктура глобальных рынков - в мире начался общий подъем. Впрочем, Янукович и Ко и сами не плошали. Андрей Беспятов, директор аналитического департамента инвесткомпании Dragon Capital, говорит, что объединение политэлиты, которого добился Президент, положительно повлияло на имидж Украины и повысило интерес к государству со стороны иностранных инвесторов. Это нашло отражение в почти 70%-м росте стоимости украинских компаний, акции которых котируются на фондовом рынке. Игорь Когут, глава совета Лаборатории законодательных инициатив, уверен, что одна из положительных особенностей первого года Януковича - тот факт, что власть не просто начала говорить о серьезных реформах, но и разработала механизмы их реализации. Благодаря стабилизации и озвученным планам реформ снизилась стоимость привлечения внешних займов, что позволило государству, а также крупным компаниям и банкам занять сотни миллионов и даже миллиарды долларов для финансирования своих инвестпрограмм. К примеру, страна возобновила сотрудничество с Международным валютным фондом, что принесло государству займы на $ 15,2 млрд. По словам Ирины Гориной, депутата от ПР, благодаря продуманной работе Президента с инвесторами (для них даже был создан специальный совет при главе государства) объем иностранных вливаний в экономику страны за год вырос с $ 5 млрд до $ 7 млрд. Причем, как считает регионал, украинские власти не просто слепо руководствуются требованиями МФВ, а стараются выторговать для Украины удобные условия. К примеру, правительству удалось договориться о том, чтобы повышение цен на газ для потребителей было поэтапным. Кроме того, стабильность вернула доверие населения к банковской системе, что привело к росту депозитного портфеля банков и улучшению ликвидности финансовой системы. Данные Госкомстата свидетельствуют, что при Януковиче снизился уровень безработицы, а также инфляции, зато увеличился размер средних зарплаты и пенсии. В действиях власти нашли позитив даже представители оппозиции. Наталия Королевская, нардеп от БЮТ, называет реальным достижением года правления Януковича принятие прогрессивных законов по дерегуляции экономики. Они направлены на сокращение лицензий (из 2.268 лицензий на виды работ осталось 335) и усиление ответственности чиновников. Темная сторона силы Год Януковича принес стране беспрецедентное повышение цен на товары первой необходимости. За 12 месяцев потребительская корзина Корреспондента, в которую входят ключевые продукты питания - от хлеба до круп и мяса, - подорожала на 40 грн. Из-за этого застыл на месте индекс потребительских настроений украинцев, показывающий желание и возможности населения тратить деньги на свои бытовые нужды. В январе 2011 года, по данным Gfk Ukraine, значение индекса было равно 75,1%, - почти столько же, сколько и в 2010-м (74,3%). Такой низкий показатель - индикатор того, что в обществе преобладает негативная оценка ситуации в стране. Таким образом, несмотря на улучшение макроэкономических показателей, жизнь среднестатистического украинца за прошедший год ухудшилась. Аналитики пеняют Президенту и за то, что выстроенная им вертикаль власти не привела к каким-либо эффективным изменениям. На Банковой чаще занимаются имитацией реформ, чем реальной модернизацией государства. Прекрасное доказательство этому - административная реформа. Власть задекларировала глобальное сокращение армии чиновников, а кроме того - очищение госаппарата от дублирующих функций. В результате Президент упразднил четыре министерства из 20, а число министерских и вице-премьерских должностей сократил почти вдвое - из 36 осталось 17. Однако на самом деле ничего не изменилось. Вместо министерств и комитетов образовали госслужбы, куда и перешли уволенные министры. Антон Усов, ведущий советник Европейского банка реконструкции и развития, говорит, что у инвесторов ждали настоящей админреформы - она должна была снизить давление на бизнес и повысить эффективность госорганов. Но, к сожалению, этого не произошло. Предприниматели уповали на налоговую реформу, но власть сделала ставку на крупный бизнес, предоставив ему льготы, и начала давление на малые и средние коммерческие предприятия. В результате, по словам Андрея Пышного, члена совета партии Фронт змін, после принятия Налогового кодекса в стране на 50-60% уменьшилось число лиц, желающих открыть собственное дело. Беспятов добавляет, что власть давит на бизнес и через регулирование цен, в первую очередь на сельхозпродукцию, а также намерением ввести импортные пошлины на нефтепродукты и экспортные квоты на зерно. Юлиан Рис, глава международной юридической компании Beiten Burkhardt, говорит, что инвесторы продолжают задавать вопросы о правовом обеспечении защиты инвестиций. Пока незаметно, чтобы за эту проблему взялись серьезно и основательно, скорее создается впечатление, что во многих случаях просто изменились "ответственные лица", добавляет Рис. Формально власть развернула широкую кампанию по борьбе с мздоимством. Правда, пока основные герои антикоррупционных уголовных дел - представители оппозиции, которые занимали высокие должности в предыдущем правительстве. На допросы в Генпрокуратуру регулярно ходят даже экс-премьер-министр Юлия Тимошенко и вице-премьер в ее правительстве Александр Турчинов. А бывший глава МВД Юрий Луценко уже давно сидит в СИЗО. Правда, Горина указывает, что среди задержанных по обвинениям в коррупции много высокопоставленных представителей нынешней власти. К примеру, экс-замминистра экологии Богдан Преснер или бывший глава парламента Крыма регионал Анатолий Гриценко. Туманные перспективы Королевская считает, что прошедший год показал: логика президентской программы реформ не имеет ничего общего с реальными нуждами страны. К примеру, налоговая реформа защищает крупный бизнес и ущемляет малый и средний, социальная направлена на виртуальную ликвидацию дефицита бюджета, а не на улучшение жизни граждан. Разработанный же властью Жилищный кодекс - это, скорее, лоббистский продукт, направленный на защиту интересов не потребителей услуг, а их производителей. "У власти нет понимания того, какой страна должна выйти из этих реформ, отсюда и сложности", - считает Когут. Эксперты обращают внимание и на то, что за год сильно испорчен демократический имидж государства в глазах мирового сообщества. Доказательством этого служит понижение места Украины в различных международных рейтингах. Глобальным промахом властей, по мнению Когута, стало то, что они почти исчерпали временной ресурс для проведения непопулярных, но нужных реформ. Ведь через полтора года в стране пройдут парламентские выборы, а значит, еще пара месяцев - и власть уже не решится идти на кардинальные преобразования, а станет ограничиваться "безболезненной" косметической коррекцией проблемных мест в экономике и общественной жизни страны. "Действия [Януковича и Ко] все больше будут напоминать давление, целью которого будут не реформы, а сохранение себе власти любой ценой", - уверен Пышный. А вот сторонники власти с оптимизмом смотрят в будущее. Горина уверена, что в 2011 году экономический рост продолжится, цены на продукты стабилизируются, а зарплаты начнут расти. Что же касается реформ, то именно в нынешнем году Президент даст массовый старт преобразованиям по всем направлениям. "Поймите, мы ведь первый раз делаем такие глобальные и непростые реформы, поэтому ошибки - это нормально. Главное их вовремя исправлять, а к этому мы готовы", - добавляет Горина. Хороший плохой Президент Среди плюсов первого года правления Виктора Януковича аналитики, экономисты и бизнесмены назвали стабильность и разработку плана реформ, а среди минусов - низкое качество реализации этих преобразований, наступление на малый бизнес и общественные свободы. Минусы перевесили плюсы Плюсы: - В Украине появилась политическая стабильность и прогнозируемость действий руководства. Прекратилось противостояние ветвей власти, характерное для времен Виктора Ющенко - Страна получила план проведения реформ. Команда Президента не просто разработала документ, состоящий из 21 направления преобразований, но и подготовила механизмы их реализации. При этом власть активно сотрудничала с международными экспертами и отечественными бизнесменами - За год Президент и его команда реабилитировали проект проведения в Украине футбольного чемпионата Евро-2012. Если в начале 2010 года УЕФА грозила отобрать у страны право на Евро из-за того, что подготовка большинства объектов не вкладывалась в графики, то год спустя строительство всех объектов к первенству стало проводиться в сроки, которые определили функционеры УЕФА - Власть приняла прогрессивные законы по дерегуляции экономики, в результате количество лицензируемых видов деятельности сильно сократилось. По словам Михаила Бродского, экс-главы Госкомпредпринимательства, из 2.268 лицензий на виды работ осталось 335 - Порядок в столице: в отличие от предыдущей власти, которая несколько лет не могла разрешить киевские проблемы, команда Януковича за несколько месяцев отстранила от управления городом мэра Леонида Черновецкого и его команду, приведших хозяйство столицы к хаосу и продавших или отдавших ценные активы близким бизнесменам. Правоохранители возбудили несколько десятков уголовных дел в связи с коррупцией и злоупотреблениями властью бывшим руководством столицы. В городе достроили несколько станций метро, важные транспортные развязки и мосты, работы над которыми не велись несколько лет. Новая власть изменила закон о столице, разделив полномочия главы КГГА и председателя Киевсовета, и назначила "своего" мэра Минусы: - Власть декларирует реформы, но в них нет системы и четкого понимания их глобальных целей - Из-за того что не принимаются ключевые законы (как это произошло с антикоррупционной реформой, когда власть не обязала высших госчиновников декларировать расходы - свои и членов семей), или потому что по сути ничего не меняется (административная реформа, в ходе которой Янукович по сути просто переименовал ряд высших должностей и переназначил людей), преобразования, которые проводит команда Президента, становятся формальностью - Президент несколько раз игнорировал Конституцию в угоду своим интересам. Так случилось при формировании парламентского большинства и тогда, когда Янукович с помощью Конституционного суда отменил действующую редакцию Основного закона, тем самым расширив свои полномочия - Борьба с коррупцией превратилась в борьбу с оппозицией. Правоохранители расследуют десятки уголовных дел против высших чиновников прошлой власти начиная от экс-премьера Юлии Тимошенко и ее ближайших соратников, но нет дел, в которых фигурировали бы нынешние власть имущие. Хотя бизнесмены свидетельствуют, что масштаб вымогательств со стороны различных госорганов - таможни, налоговой, милиции - с приходом к власти Януковича значительно вырос - Тотальное государственное давление на малый и средний бизнес, которые в развитых странах являются экономической основой государства. На предпринимателей обрушился шквал проверок и претензий со стороны фискальных органов. Принятие нового Налогового кодекса показало, что власть сделала ставку на крупный бизнес, предоставив ему различные льготы - Янукович и его команда, с одной стороны, декларируют сокращение расходов, увольняют госслужащих, а с другой - тратят десятки миллионов из бюджета на улучшение условий собственного быта. К примеру, в Администрации Президента купили лифт за 900 тыс. грн., на модернизацию двух самолетов Ил-62, на которых летают высшие госчины, выделили $ 134 тыс. (1,072 млн грн.). Еще 5 млн грн. из бюджета запланировали отдать на капремонт бассейна в госсанатории Конча-Заспа. И это лишь часть трат, направленных на благо сливок украинской власти - В кадровой политике Президент придерживается принципов землячества. К примеру, в первом составе правительства каждый четвертый чиновник высшего звена был выходцем из Донбасса. Им же достались посты генпрокурора и главы Нацбанка - Давление на инакомыслящих, полный контроль над 90% информационного пространства Список экспертов: Андрей Беспятов, директор аналитического департамента инвесткомпании Dragon Capital; Ирина Горина, народный депутат от Партии регионов; Вадим Карасев, политолог; Игорь Когут, глава Совета Лаборатории законодательных инициатив; Наталья Королевская, народный депутат, фракция БЮТ; Андрей Пышный, член совета партии Фронт змін; Юлиан Рис, глава офиса Beiten Burkhardt в Киеве; Антон Усов, ведущий советник Европейского банка реконструкции и развития; Олег Устенко, исполнительный директор Фонда Блейзера в Украине *** Эта статья опубликована в №7 журнала Корреспондент от 25 февраля 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент запрещена.