![]()
О сущности российской власти. Когда в 8-10 веках христиане Великобритании и Франции сталкивались на своей территории с север-ными племенами (которые мы обобщенно и не вполне точно называем викингами), далеко не святые и уж точно не миролюбивые европейцы оказывались зачастую беспомощными перед хуже вооружен-ными и организованными, уставшими от морских переходов и не имеющими за своей спиной роди-ны, которую надо защищать, грабителями. Дело здесь было во многом – в том числе конечно в отто-ченной тактике северян, эффекте внезапности, готовности викингов погибнуть. Но значительную роль в поражениях играла принципиальная разница в представлениях европейцев и скандинавов о базовой этике противостояния. При всех издержках средневекового сознания сосуществование небольших феодальных государств в течение веков вызвало в Европе укоренение определенного этического кодекса: в постоянных междо-усобицах, среди братоубийства, подкупов, предательств и подстав существовали «границы дозволен-ного», касающиеся иммунитета парламентеров, правил объявления войны и ведения битвы, отноше-ния к пленным и знатным персонам, авторитета церкви.