Обмен нелюбезностями. Американские горки на Донбассе

Процесс урегулирования конфликта на Донбассе продолжает напоминать американские горки, хотя США и не принимают в нем непосредственного участия (а жаль). Но это не мешает амплитуде переговорного процесса достигать порой сногсшибательных величин, пишет директор Института мировой политики Евгений Магда в №14 Журнала Корреспондент.  

К сожалению, это не сокращает путь к очередной встрече Нормандской четверки, которая должна состояться в Берлине. Почему? Почему продолжают гибнуть люди на линии разграничения.

ОПЕРАЦИЯ АКТИВИЗАЦИЯ

В августе 2019 года, после гибели четверых украинских морских пехотинцев под Мариуполем, по инициативе Владимира Зеленского состоялся телефонный разговор президентов России и Украины. С этого момента можно начинать отсчет нового этапа в российско-украинских отношениях, который можно назвать попыткой выполнить предвыборные обещания — завершить войну на Донбассе. «Просто перестать стрелять» — помните?

Минувший год сложно назвать высокоэффективным и успешным для Киева. Впрочем, главный успех — три обмена пленными — не стоит сбрасывать со счетов.

На Банковой постарались противопоставить этот факт той несговорчивости, которую демонстрировал Петр Порошенко. Хотя и до июля 2019 года, даже во время активной фазы конфликта, количество освобожденных шло на тысячи. Правда, домой вернулись далеко не все захваченные оккупантами граждане Украины, в том числе обмен только точечно коснулся крымчан.

Каждый раз процесс обмена проходил в условиях российского информационного сопровождения, а количество гражданских заложников, задержанных боевиками, в разы превышало численность попавших в плен военнослужащих. Отмечу, что представители Международного комитета Красного Креста так и не смогли попасть в тюрьмы ОРДЛО для верификации оставшихся там пленных.

Саммит Нормандской четверки в Париже, состоявшийся 9 декабря 2019 года, позволил Зеленскому и Владимиру Путину посмотреть в глаза друг другу, но не позволил продвинуть вперед процесс урегулирования на Донбассе.

Выполнить первый пункт Минских соглашений о полном и продолжительном прекращении огня не удается даже после разведения сил на трех участках линии соприкосновения. Как минимум на двух из них боевики вернулись на свои позиции.

Украинская сторона под чутким руководством Андрея Ермака (тот продолжает держать руку на пульсе переговорного процесса даже после назначения шефом президентского офиса) предварительно согласилась на создание консультативного совета при ТКГ с участием представителей ОРДЛО, но под давлением общественности была вынуждена сдать назад. Фактор общественного мнения на Банковой игнорировать не решаются.

За последние месяцы официальный Киев повысил уровень своего представительства в Трехсторонней контактной группе — туда был введен вице-премьер Алексей Резников, известный в прошлом юрист и по-прежнему сильный переговорщик, а также несколько парламентариев и заместителей министров.

Зеркального ответа от России и ОБСЕ Украина не дождалась. Зато Резников умело потроллил своих визави российскими паспортами «дипломатов» непризнанных республик и инициировал вхождение в состав ТКГ переселенцев, проживающих на подконтрольной Украине территории. Это по-настоящему сильный ход — с переселенцами, его последствия, надеюсь, еще скажутся.

САНКЦИИ РАБОТАЮТ, НАДО НАЖАТЬ ЕЩЕ

Почему украинская позиция активизировалась? У этого есть своя подоплека: на урегулирование конфликта на Донбассе Зеленский отвел всего год, половина которого уже прошла. Особых успехов добиться не удалось. Более того, в 2020 году погибло и ранено украинских военнослужащих больше, чем за тот же период в 2019 году.

Интерес России является кардинально противоположным: она заинтересована в уменьшении объема санкций, введенных против нее коллективным Западом. Стоит отметить не только экономические ограничения, но и репутационные издержки, среди которых исключение России из Большой восьмерки и сокращение интенсивности встреч Путина с западными лидерами.

Санкции регулярно продлеваются, в частности, ЕС продлил в очередной раз в июне 2020 года.

Санкционный пакет напоминает слоеный пирог, в основании которого лежат ограничения, введенные за аннексию Крыма, агрессию на Донбассе и уничтожение летом 2014 года рейса МН17 с 298 пассажирами на борту.

ЕС продлевает свои санкции каждые полгода и, по мнению многих, достиг предела в их масштабах. Выйти за эти пределы? Усилить давление? К этому, судя по настроениям в Брюсселе, способно подтолкнуть разве только прямое вооруженное вторжение России в Украину. Или блестящая работа украинских дипломатов плюс проактивная позиция первых лиц Украины.

США предпочитают бить не только по юридическим и физическим лицам, но и по инфраструктурным проектам. Правда, давление на газопровод Nord Stream 2, оказываемое Вашингтоном, имеет под собой и коммерческий интерес. Хотя в Кремле любят говорить о неэффективности санкций, они наносят ущерб в десятки миллиардов долларов ежегодно. Задача России — раскачать санкционный механизм и публично продемонстрировать его неэффективность. На это как раз и направлены манипуляции в минской временной консультативной группе, а также челночная дипломатия в Европе.

ОБМЕН УДАРАМИ

В начале июля в Берлине прошли консультации политических советников лидеров Нормандской четверки, где Украину представляли уже упомянутые Резников и Ермак, ранее проведший переговоры с коллегами из Германии и Франции. Консультации в формате квартета продолжались не менее 10 часов, им предшествовала публикация в Spiegel о якобы имевшем место ультиматуме российской стороны украинской. Уже в Киеве Ермак сообщил группе журналистов в формате off-records о пройденном участниками встречи всего комплекса противоречий и расчете на новый обмен пленными. Здесь стоит напомнить, что в пенитенциарных учреждениях Украины (в местах заключения) содержится более трех сотен граждан России, а «обменный фонд» боевиков выглядит практически безразмерным.

Резников в колонке для влиятельного заокеанского Atlantic Council сделал жесткое заявление, что минские договоренности не отражают реалий ситуации на Донбассе, поэтому их необходимо откорректировать. Правда, признав, что эта задача лежит в сфере компетенции глав государств Нормандской четверки.

Украинский переговорщик также посулил поиск новых союзников для урегулирования, однако не назвал их. Задача ну очень непростая, но решать ее необходимо, так как нынешний состав посредников не особо многого сумел достичь. Почему непростая? Потому что ни США, ни Великобритания, ни Китай не торопятся стать суперпосредниками в деле урегулирования конфликта на Донбассе. А кому-то еще для этого элементарно не хватит веса на переговорах с Москвой.

В РФ эту ситуацию хорошо понимают, поэтому вцепились за слова Резникова о готовности пересмотреть минские договоренности, потребовав, чтобы Зеленский или Денис Шмыгаль подтвердили его позицию. Заодно ответственный за переговоры с Украиной Дмитрий Козак подчеркнул в интервью ТАСС, что промедление с урегулированием грозит замораживанием конфликта. По его мнению, для проведения встречи в «нормандском формате» на высшем уровне необходимо принять сотни «согласованных с Донецком и Луганском» законов. О необходимости прямых переговоров с боевиками говорит и Сергей Лавров, подчеркнувший, что Россия не намерена отказываться от минских договоренностей.

МИРОТВОРЧЕСКИЙ ФОРСАЖ

Решение Верховной Рады о проведении местных выборов в Украине за исключением оккупированных территорий — сильный шаг. Но он, вероятно, вызовет новую информационную волну со стороны Кремля. Там понимают, что крах минских договоренностей не выгоден Украине и европейским участникам Норманди. Россия же после конституционных изменений по путинским лекалам, наоборот, будет играть мускулами.

У Кремля есть собственный интерес — проведение неформального саммита постоянных членов Совета Безопасности ООН, во время которого можно было предложить собственный формат разделения сфер влияния. Показательная вспышка насилия на Донбассе в июле — это те самые показательные меры устрашения. Год назад это работало. Сейчас, похоже, команда Зеленского стала ближе к осознанию простого факта: РФ абсолютно не хочет видеть Украину самостоятельным политическим игроком. И что любой президент Украины будет предметом гибридного (военного и информационного, как минимум) давления со стороны России. И это давление — точно не для ускорения встречи в «нормандском формате» и не для прекращения военных действий на Донбассе.

Ну что ж, президент Украины подал ответный сигнал. На заседании Верховной Рады по поводу 30-летия Декларации о независимости Украины он заявил, что и сегодня, уже шестой год подряд, украинцы защищают свой суверенитет от российской агрессии и платят за это высокую цену — жизнь своих соотечественников. И весь цивилизованный мир признает, что наша страна делает все для наступления такого желаемого и справедливого мира, где государственный суверенитет Украины «будет господствовать в реальности, а не на бумаге».

«Мы потеряли часть территории. Мы потеряли своих людей. И, к сожалению, мы не можем вернуть погибших. Но должны вернуть все свои территории. Вернуть веру в правду и справедливость», — заявил президент Зеленский.