Основательница UDT Анна Герус: современный танец - это вечный поиск
Проектный театр современной хореографии Ukrainian Dance Theatre возник в Украине совсем недавно - в марте. Это независимый театр, существующий без чьей-либо поддержки. Инициатор и основатель - артистка балета, хореограф Анна Герус. В прошлом она работала в Днепропетровском театре оперы и балета, а потом в "Киев Модерн-балете". О том, чем привлекает артистов балета современная хореография, "голодных" танцорах и что предлагает зрителям UDT, "ОстроВу" рассказала Анна Герус.
- Ukrainian Dance Theatre - это проектный театр? И почему?
- Мы все делаем собственными силами - без какой-либо поддержки со стороны государства или спонсоров. На сегодня проектный театр - это возможность существования и развития независимого театра.
- До UDT Вы работали солисткой (и педагогом) в "Киев Модерн-балете" Раду Поклитару. В какой момент решили уйти и развивать свой театр?
- Можно сказать, что жизнь внесла свои коррективы. Еще до "Киев Модерн-балета" я работала в Днепропетровском театре оперы и балета, то есть занималась классической хореографией. И параллельно интересовалась современным танцем, из-за чего периодически возникали проблемы.
- Почему?
- Бытует мнение, что если ты начинаешь исполнять современный танец, то уже потом не сможешь танцевать как следует классические партии, мол испортишь мышцы… То есть, в театре противились, чтобы люди интересовались другими танцами. И спустя какое-то время, я поняла, что мое внутреннее содержание не перекликается с тем, что на сегодня представляет украинский классический балет. Мне нужно было понять: я не хочу вообще танцевать или именно классическую хореографию. Подумывала даже поменять профессию. В тот период, я училась на заочном отделении в Национальном университете театра, кино и телевидения им. И. Карпенко-Карого. Так тогда сложилось, что во время сессии, чтобы поддерживать форму я занималась классами в "Киев Модерн-балете". Заглянув на их репетицию, на тот момент я была в восторге, меня это впечатлило. Совпало, что на тот момент там проходил кастинг, который я успешно прошла и осталась работать.
- Вы были солисткой?
- Да, ведущей солисткой. Я пришла в театр, спустя полгода от его создания. В репертуаре тогда было всего две постановки, остальные спектакли ставились уже при мне. Все ведущие женские партии были в моем репертуаре.
- То есть, Вы работали там 11 лет. Чему Вас научил этот театр?
- В театр "Киев Модерн-балет" я пришла уже сформировавшейся профессиональной артисткой с 7 летним опытом работы театре. Другой вопрос, - мы учимся постоянно. Иногда осознанно, иногда нет. Хотя я убеждена, что танцовщика формирует, первое место работы в карьере. В этот период формируется твое отношение к профессии. И опыт работы с Раду Поклитару, конечно, значительно повлиял на меня. Как я уже говорила, этот театр дал мне вторую жизнь на сцене в моей профессии, но надо двигаться дальше, это естественный процесс.
- И Вы решили уйти в самостоятельное плавание, понимая риски проектного театра?
- Да. Наверное, мне не хватало реализации в творческом плане, в широком смысле. Я все надеялась, что кто-то сделает нечто подобное, и я буду только танцевать и ставить, а не решать массу организационных задач, как сейчас.
- А как собирали коллектив?
- Это было спонтанно. По сути, театр был создан за три месяца. Это не было наполеоновским планом, но было огромное желание. Изначально был костяк ребят - с частью из них я работала в Киев-модерн балете. Все говорили, что это невозможно. Но когда я озвучила эту идею, то коллеги сразу откликнулись. Оказалось, многие танцоры "голодные" с точки зрения диапазона профессиональной реализации. Если сравнить какие есть возможности у танцовщиков и хореографов за границей и у нас, то в Украине практически нет выбора, вакуум. Поэтому UDT - это не авторский театр, мы открыты для всех. За 4 месяца представили три премьеры. Сейчас арендуем помещения для репетиций, а на сцене Молодого театра - представляем постановки. После первого спектакля, то есть с открытием UDT получили положительные отзывы, что послужило двойным стимулом двигаться дальше.
- Каким Вы видите дальнейшее развитие вашего театра?
- Мы стараемся быть исключительно честными - не работать под конъюнктуру. Театр открыт для новых, интересных проектов. Хотелось бы видеть у нас постановщиков-хореографов, которые искренне в своем высказывании на сцене перед зрителем, и понимают эту ответственность. Также мы стремимся познакомить зрителя с разными техниками и стилями современного танца. Ведь зачастую современный танец у многих ассоциируется либо с шоу-бизнесом, либо с проектом "Танцуют все". А современная хореография намного шире и глубже, и, хотелось, чтобы наш зритель полюбил и ощутил широту этого искусства.
- А почему у нас современный танец достаточно медленно продвигается так сказать в народ?
- Низкая осведомленность аудитории. Плюс - нет поддержки на государственном уровне.
- Чем отличается украинская современная хореография, например, от европейской?
- Честно говоря, мы очень сильно отстали от их уровня, но тем не менее, у нас есть очень классные талантливые танцовщики. И, надеюсь, уже лет через 5-6 они громко о себе заявят.
Довольно длительный период - во времена СССР, развитие современного танца, в отличии балета, блокировалось. То есть, был определенный вакуум, который мы сейчас пытаемся наполнить. И сразу нельзя начать делать то, что делают в Европе, поскольку мы должны пройти свой путь. Думаю, у нас все получится, потому что: а) есть спрос и интерес и б) профессиональные танцовщики, готовые этим заниматься. Значит, есть перспектива развития современного украинского танца.
- Что для артиста балета важнее техника или харизма, энергетика?
- Для артиста - важна харизма, для балета - техника. Для артиста балета- соответственно, и первое, и второе. Если говорить о технике, то в каждом направлении она разная, требующая определенных навыков и физических способностей. Танец на сцене - это огромное погружение исполнителя в себя, концентрация своего внутреннего "я" с физикой тела. И харизма - это осознанность, когда он в гармонии с собой и своим телом.
- В основе современной хореографии - классический балет?
- Нет, не обязательно. Современный танцор может не знать ни одной балетной позиции, но может быть крутым исполнителем. Существует современный танец и современный балет, истоки которого восходят к классической хореографии. И также существует современный танец, который развивается не благодаря, а вопреки классической школе.
- Значит ли это, что далеко не любой артист классического балета может стать хорошим исполнителем современной хореографии?
- Да, конечно, не любой. Современный танец не требует настолько хороших физических данных от исполнителя, как классический балет. Но может оказаться не по зубам довольно многим. Ты изучаешь другие системы движений, законы гравитации, мыслишь иначе. . . . Очень многое зависит от внутреннего склада. В балете артисты счастливы от того, что есть каноны и догмы, классическому танцовщику приятно понимать, что он приближается к идеалу, идет к нему ежедневно. В современном танце этих догм нет, - это вечный поиск, и ты пытаешься порвать все эти паттерны. Все зависит от того, насколько ты готов погрузиться и изменятся в творческом поиске.
Но не стоит разделять и противопоставлять современный танец и классический балет.
- Финансами кто-то пытался помочь новосозданному театру- например, спонсоры?
- Два частных лица внесли небольшие суммы в качестве поддержки. В принципе, мы пока целенаправленно поиском меценатов или спонсоров не занимались.
- Фраза Мата Хари: "Танец - это поэма, в ней каждое движение - слово" выбрана Вашим девизом на персональном сайте. Почему?
- Между строк больше, чем в самих словах. То же самое в танце - движение объемнее, многозначительнее, оно дает возможность не мыслить штампами. На языке танца можно сказать то, что сложно выразить вербально.
Беседовала Ирина Голиздра, «ОстроВ»
Фото Сергея Левина.