В Раде призвали руководство Госдумы и Совета Федераций восстановить украинские организации
Письмо подписали председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам европейской интеграции Борис Тарасюк, председатель Комитета ВР по иностранным делам Олег Билорус и председатель Комитета по вопросам культуры и духовности Владимир Яворивский.
Письмо адресовано председателю Совета Федерации Сергею Миронову и председателю Государственной думы РФ Борису Грызлову.
"Обращаемся к вам с призывом приложить все усилия для прекращения процесса ликвидации ОУР, возобновления функционирования ФНКА УР и создания условий для нормализации деятельности Библиотеки украинской литературы в Москве", - говорится в письме.
Народные депутаты Украины отмечают, что ликвидация ФНКА УР, попытки ликвидации ОУР и события вокруг единственной на территории РФ Библиотеки украинской литературы в Москве создают напряженность в отношениях между странами и не содействуют их развитию на основе взаимного уважения и доверия, стратегического партнерства и сотрудничества, как это закреплено в Договоре о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией.
Отмечается, что в статье 12 Договора установлено обязательство сторон по обеспечению защиты этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности национальных меньшинств на своей территории и созданию условий для поощрения этой самобытности.
Тарасюк, Билорус и Яворивский подчеркивают, что украинская сторона всегда неуклонно придерживалась положений Договора.
Депутаты отмечают, что на территории Украины функционирует больше ста национально-культурных российских общественных объединений, четыре из которых имеют всеукраинский статус.
В Украине функционирует разветвленная сеть общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения, библиотечная система, в фондах которой литература на русском языке составляет 59,2 млн экземпляров, а за государственные средства издаются два общегосударственных печатных издания на русском языке.
В то же время народные депутаты Украины указывают, что, с другой стороны, за последние 20 лет в России не была открыта ни одна школа с украинским языком обучения, не было поддержано ни одно общенациональное печатное издание на украинском языке.
“Запрещение двух крупнейших общественных объединений этнических украинцев на территории РФ лишает украинское меньшинство возможности удовлетворения ее национально-культурных потребностей и создает асимметрию в двусторонних отношениях между странами”, - отмечается в письме.
Кроме того, Тарасюк, Билорус и Яворивский отмечают, что в статье 15 Конституции РФ предусмотрено, что международное право является составной частью правовой системы России.
Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств Совета Европы, ратифицированная Российской Федерацией в июне 1998 года, предусматривает основные права меньшинств, такие как недопущение дискриминации и ассимиляции, создание условий для сохранения и развития собственной культуры, возможность получать образование на родном языке и другие. Конституция РФ гарантирует равенство прав и свобод граждан России независимо от национальности, происхождения, родного языка, убеждений и принадлежности к гражданским объединениям (статья 19), право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (статья 26), свободу мнения и слова (статья 29), право на объединение в общественные организации (статья 30), право на образование (статья 43), право на участие в культурной жизни и обязанность хранить историческое и культурное наследие (статья 44). Аналогичные демократические нормы содержатся в законах, которые конкретизируют эти права, в частности, в Законе Российской Федерации О национально-культурной автономии.
"Законодательство Российской Федерации в сфере прав национальных меньшинств в целом отвечает мировым демократическим стандартам. Однако практика построения отношений между государственной властью Российской Федерации и украинским национальным меньшинством свидетельствует о противоположном. Украинское национальное меньшинство в Российской Федерации может остаться без своих общественных организаций общегосударственного уровня, что является прямым нарушением ее прав", - отмечается в письме народных депутатов Украины.
Как сообщалось, 31 января Верховный суд Российской Федерации приостановил рассмотрение иска Минюста с требованием ликвидировать общероссийскую общественную организацию Объединение украинцев России в связи с тем, что ОУР обжаловала приостановление своей деятельности в другом суде.
27 января Верховный суд России принял окончательное решение о ликвидации Федеральной национально-культурной автономии украинцев России (ФНКА УР).