Смешанная система в украинских реалиях полностью искажает волеизъявление избирателей - КИУ

"В самой смешанной системе ничего плохого нет, в некоторых странах она существует. Но, к сожалению, опыт использования этой системы в Украине на парламентских выборах 1998 года, 2002 года и последних местных выборах 2010 года показывает, что смешанная система в украинских реалиях полностью искажает волеизъявление избирателей", - заявил председатель правления КИУ Александр Черненко.При этом он добавил, что созданная при Президенте рабочая группа по усовершенствованию избирательного законодательства не рассматривала вариантов написания законопроекта о выборах Верховной Рады с другой избирательной системой. "Рабочая группа (министра Александра Лавриновича) заявила, что избирательная система не дискутируется, это позиция Президента, и фактически эта система навязывается", - сказал он. По мнению Черненко, разработанный рабочей группой законопроект соединяет в себе наихудшие черты пропорциональной и мажоритарной систем. "Теперь мы имеем законопроект, который берет от пропорциональной системы то, что места в списке покупаются, список формируется фактически лидером партии и 2-3 приближенными олигархами, а съезд только формально утверждает его. С другой стороны - коррупция в мажоритарных округах, где проходит непосредственно подкуп избирателей, будь то гречкой или денежными купюрами напрямую", - добавил он. По мнению Черненко, то, что соответствующий законопроект был внесен в Раду депутатами из большинства, а не Президентом, означает, что Янукович снял с себя ответственность за проект, который был частично раскритикован Венецианской комиссией.Комитет избирателей также считает, что если выборы будут проводиться по мажоритарно-пропорциональной избирательной системе, то границы одномандатных мажоритарных округов должны быть обнародованы минимум за полгода до дня выборов. По словам Черненко, внесенный в Верховную Раду депутатами из большинства законопроект о парламентских выборах по смешанной системе предусматривает норму, по которой границы мажоритарных округов должны быть обнародованы Центральной избирательной комиссией не позже, чем за 102 дня до дня голосования. "Это означает, что фактически до начала избирательной кампании кандидаты-мажоритарщики просто не знают той территории округа, на которой они должны планировать свою кампанию. Кто-то не знает, а кто-то знает очень хорошо, потому что, по определенной информации, границы округов уже в администрациях, уже нарезаны, и определенные потенциальные кандидаты имеют к ним доступ. Другим же приходится просто гадать", - добавил он. К проблемным положениям законопроекта Черненко также отнес принципы формирования избирательных комиссий, приоритетное право по формированию которых будет принадлежать фракциям, сформированным в Верховной Раде действующего созыва. "Опыт местных выборов, где была предложена подобная система формирования комиссий, показывает, что благодаря использованию технических партий и технических кандидатов мы получим очень большой дисбаланс и односторонность политических взглядов в избирательных комиссиях", - сказал он. По словам Черненко, в предложенном законопроекте зафиксирован и слишком короткий срок для регистрации кандидатов-мажоритарщиков (11 дней), что может позволить партии власти не допустить до выборов тех кандидатов, которые ее не устраивают. Проблемным он также назвал положение проекта о праве избирателей голосовать на дому только по заявлению, без предоставления справки, а также процедуру обжалования результатов выборов в мажоритарных округах.Напомним, шесть депутатов Верховной Рады предлагают парламенту ввести смешанную мажоритарно-пропорциональную избирательную систему на выборах и повысить проходной барьер с 3 до 5%.