Корреспондент: Форменный ужас
О том, что такое украинский милиционер и как он подготовлен к своей работе, Александр Кудинов, киевский правозащитник, знает не понаслышке. Он сам долгое время работал в правоохранительных органах, а сейчас оказался по другую сторону баррикад - защищает обычных водителей от произвола сотрудников Госавтоинспекции.
За последние два с половиной года Кудинов обжаловал около 3 тыс. административных дел, связанных с нарушением прав владельцев авто. В 99,9% случаев в суде ему удалось доказать, что инспекторы ГАИ незаконно выписывали водителям штрафы за нарушение Правил дорожного движения (ПДД). "Работники ГАИ не знают ПДД, не могут даже толком объяснить, почему остановили машину. Они просто выполняют план по сбору штрафов", - объясняет причины своего феноменального успеха в деле борьбы с гаишниками Кудинов.
Его опыт вскрывает одну из ключевых особенностей украинской милиции - практически тотальное отсутствие в ее рядах грамотных людей и слабую готовность выполнять основную функцию - охрану правопорядка и защиты граждан.
И это видно не только на примере ГАИ. Адвокат Татьяна Монтян уверена, что глобальная проблема МВД в том, что часто милиционеры не знают не только прав и свобод граждан, но и своих обязанностей. По ее словам, людям в серо-синих мундирах неведомы основы уголовно-процессуального права, они не умеют составить админпротокол, не представляют, как нужно вести себя при задержании. Более того, Монтян заметила: порой правоохранители даже не представляют, что задержанный имеет право на адвоката.
Зато, по мнению правозащитников, МВД добилось успехов в другом деле - милиция превратилась в карательный орган, которому почти половина граждан Украины отказывается доверять. По данным соцопроса КМИС, в конце 2010 года 45,7% респондентов среди нарушителей прав граждан поставили милицию на первое место.
Одна из ключевых особенностей украинской милиции - практически тотальное отсутствие в ее рядах грамотных людей и слабая готовность выполнять основную функцию - охрану правопорядка и защиты граждан.
При этом сотрудников украинского МВД целая армия - 300 тыс. человек. Это в полтора раза больше, чем численный состав Вооруженных сил. В Украине даже заключенных вдвое меньше, чем милиционеров.
Такая орда людей, чья деятельность направлена не против внешних врагов, а против "врагов" внутренних, - один из самых высоких показателей в Европе. Ведь на каждых 100 тыс. жителей в Украине приходится 644 правоохранителя. В куда более благополучной Чехии эта цифра равна 412, в Германии - 300, а в огромных заокеанских США и Канаде - 228 и 193 соответственно.
А вот в Грузии, к примеру, где стражей порядка намного меньше, чем на берегах Днепра, и где за последние годы провели масштабную реформу МВД, ситуация кардинально отличается от украинской - там местной полиции доверяют 82% граждан. Выше стоит только церковь.
Раздутые штаты, недоверие граждан и низкое качество работы привели к тому, что нынешнее руководство МВД, впрочем, как и почти все его предшественники, задумалось и планах по реформированию ведомства. Анатолий Могилев, министр внутренних дел, недавно заявил, что численный состав МВД нужно сократить до 200 тыс. Более того, он пообещал научить подчиненных адекватно общаться с согражданами. "Мы должны защищать как права и свободы потерпевших, так и права и свободы подозреваемых", - заявил глава ведомства.
Раздутые штаты, недоверие граждан и низкое качество работы привели к тому, что нынешнее руководство МВД, впрочем, как и почти все его предшественники, задумалось и планах по реформированию ведомства.
Однако в то, что родную милицию можно изменить в лучшую сторону только сокращением состава и обучением его начальным коммуникативным навыкам, аналитики не верят. Пойти же по пути Грузии, где полностью перетрясли штат сотрудников, ликвидировали милицию и автоинспекцию, создав вместо них единую патрульную полицию, в Украине пока не готовы.
Заповедник ментозавров
Главная проблема милиции, по словам Владимира Стретовича, замглавы парламентского комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, заключается в том, что в МВД преобладает старая советская система взглядов на человека как на потенциального преступника, которого нужно изобличить и наказать. "За 20 лет независимости украинская милиция не стала видеть свободную личность в каждом гражданине, продолжает преобладать презумпция виновности каждого, кем бы он ни был", - говорит парламентарий.
Однако если бы только в этом было дело! МВД - это не одна проблема, а целый ворох вопросов, на которые милиция не в состоянии дать ответы.
Например, один из серьезных негативных факторов, которые влияют на работу ведомства, - то, что МВД, по сути, государство в государстве. Деятельность милиции очень плохо контролируется обществом, а потому здесь буйным цветом цветет коррупция, пытки и многое другое.
Опрос, который проводила Харьковская правозащитная группа вместе с Харьковским институтом социсследований МВД, показал страшную картину: жертвами пыток и жестокого обращения милиции в 2010 году стали 790 тыс. украинцев - на 186 тыс. больше, чем годом ранее. Иными словами, на каждого сотрудника МВД пришлось два с половиной пострадавшего от милицейских рук гражданина Украины.
По мнению Дмитрия Гройсмана, куратора Винницкой правозащитной группы, негативные явления в стане правоохранителей распространены потому, что милиционер с того момента, как надел на себя погоны, становится частью системы, которая его максимально защищает. Взамен он согласен выполнять любые поручения руководства, начиная от плана по сбору штрафов с населения и заканчивая сбором разнообразной мзды.
Планы по сбору денег в МВД действительно существуют. По словам Кудинова, если раньше подобное скрывали, то теперь их даже фиксируют в официальных документах.
Планы по сбору денег в МВД действительно существуют. По словам Кудинова, если раньше подобное скрывали, то теперь их даже фиксируют в официальных документах. Например, в бюджете Ялты на 2011 год заложен план поступлений от штрафов за нарушение правил дорожного движения - 2 млн грн. Какими методами будут собирать эти деньги люди, чье ведомство прославилось пытками, мздоимством и незнанием законов, для Кудинова вопрос риторический.
С кадрами в ведомстве Могилева действительно большие сложности. Людей здесь служит много, а вот толку от них нет. И это неудивительно. Ведь финансируется ведомство только на 40% от своих потребностей, а делить эти деньги приходится на 300 тыс. Причем, по словам Николая Рощина, ведущего специалиста Департамента уголовного розыска МВД, так много сотрудников милиции не нужно. Многие из них, считает эксперт, занимаются лишь тем, что передают бумажки от одного начальника другому. Ничего общего с борьбой с преступностью эта работа не имеет.
Так же, как не имеет смысловой нагрузки и наличие при МВД 15 тыс. различных ученых - их больше, чем сыщиков, которых, по словам Рощина, в стране всего 12 тыс.
В результате подобного раздутия штатов сегодня средняя зарплата украинского милиционера составляет 2,0-2,5 тыс. грн., а для участковых, то есть людей, которые чаще всего работают с обычными гражданами, эта сумма и того меньше - 1,7 тыс. грн. За такие деньги рассчитывать на привлечение в милицию лучших из лучших, по мнению аналитиков, не приходится. И повышения зарплат в бюджете-2011 для милиционеров не предусмотрено.
Доходит до анекдотических ситуаций. По словам Геннадия Москаля, нардепа и бывшего заместителя главы МВД, несколько лет назад, когда он руководил милицией Крыма, в Ялте не было ни одного сотрудника патрульно-постовой службы. "Молодежи было проще квартиру сдавать [в наем], чем рисковать жизнью за 1,2 тыс. грн.", - рассказывает Москаль.
Естественно, при маленьких зарплатах вероятность коррупционных деяний резко возрастает.
Впрочем, Москаль пеняет не только на кадровые проблемы, он видит и структурные упущения в работе родного ведомства. "Мы анализировали: 82% всех вызовов, которые поступают в службу 102, - это насилие в семье. То есть муж с женой ругаются, зять с тещей дерутся. А у нас даже нет мест, где жертву насилия можно спрятать хотя бы на несколько дней", - говорит парламентарий. В то же время, по его словам, в структуре МВД существует мощное Управление по борьбе с организованной преступностью (УБОП), которое прилично оснащено. При этом УБОП раскрывает всего 1,8% от всех преступлений, и зачем вообще нужно подобное отдельное управление, депутат не понимает.
Чистка мундиров
Осознав необходимость реформ, нынешнее руководство ведомства решило начать с малого - сократить количество сотрудников. Могилев обещает сократить одного из трех милиционеров в стране.
Но решить таким образом проблемы невозможно. А они с каждым годом усугубляются.
К примеру, МВД постоянно теряет опытные кадры, которые предпочитают уходить из рядов правоохранителей как можно раньше. По словам Рощина, украинское законодательство позволяет милиционерам отправляться на пенсию даже в 35 лет, так как во многих управлениях МВД год службы засчитывается за полтора.
А на замену приходят малоподготовленные люди, причем это касается даже офицерского состава, а не только сержантов. В стране, где целых полтора десятка профильных милицейских вузов, 70% их выпускников, по данным аналитиков, не подходят для службы. "Сегодня студенты милицейских вузов больше сидят за партами, а как вести себя на месте происшествия, не знают. Такой выпускник бандита боится больше, чем бандит его", - уверяет Москаль.
Нужна полноценная реформа. Но на нее нет ни средств, ни политической воли.
Провернуть нечто подобное грузинскому опыту, с масштабной кадровой ротацией, в Украине, по данным МВД, не позволяют финансовые условия. Мол, ведомство финансируется менее чем на половину от своих потребностей, и устраивать конкурсы для лучших претендентов, повышать им зарплаты попросту не из чего. Правда, в 2011 году парламент увеличил бюджет МВД: теперь он составляет 13,7 млрд грн. против 11,8 млрд, выделенных в 2010-м. Но этого, считает руководство милиции, явно недостаточно.
А политикам важнее заниматься популистскими сиюминутными делами, чем браться за перевоспитание огромного монстра. Тем более что люди в погонах отлично справляются с защитой интересов властей от различных оппозиционеров и прочих недовольных и без реформ.
Выходит, в Украине еще долго будут актуальны слова Гройсмана. "В нашей стране, если человек говорит, что хочет служить в милиции, это равнозначно словам "хочу кого-то убить, избить, что-то украсть", - говорит правозащитник.
Правила встречного движения
Какие права дает закон милиционерам при контактах с обычными гражданами, и что украинцам дозволено делать в ответ
Права милиции
Работники милиции имеют право проверять у граждан при подозрении в совершении правонарушений документы, удостоверяющие их личность.
Права граждан
Граждане имеют право потребовать, чтобы при обращении к ним работник милиции назвал свои имя и фамилию, звание, а также предъявил служебное удостоверение
Права милиции
Работники милиции имеют право проводить досмотр граждан и вещей, находящихся при них, транспортных средств; изымать документы и предметы, которые могут быть вещественными доказательствами или могут быть использованы во вред здоровью.
Права граждан
Личный досмотр проводится уполномоченным лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола. О личном досмотре или досмотре вещей составляется протокол либо делается запись в протоколе об админнарушении или админзадержании
Права милиции
С целью составления протокола об административном правонарушении в случае невозможности составить его на месте совершения правонарушения нарушителя могут доставить в милицию
Права граждан
Граждане имеют право при задержании или аресте знать причины и мотивы задержания. Работники милиции обязаны разъяснить гражданам их право оспорить задержание в суде
Права милиции
Работники милиции имеют право задерживать и держать в специально предназначенных для этого помещениях:
- лиц, подозреваемых в совершении преступления;
- лиц, совершивших административное правонарушение (до трех часов, в необходимых случаях — до трех суток);
- лиц, выявивших неподчинение законному требованию работника милиции (не более чем на 24 часа);
- лиц, пребывавших в общественном месте в состоянии опьянения, если их внешний вид оскорблял человеческое достоинство и общественную мораль или если они утратили способность самостоятельно передвигаться либо могли нанести ущерб окружающим или себе (до передачи в специальные медучреждения или для доставки к месту проживания);
- лиц, имеющих признаки психического расстройства и создающих опасность для себя и окружающих (до передачи в лечебные учреждения, но не более чем на 24 часа);
- лиц, нарушивших правила оборота наркотических средств и психотропных веществ (до трех суток)
Права граждан
Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются: дата и место его составления; должность, ФИО лица, составившего протокол; данные о задержанном лице; время и мотивы задержания. Протокол подписывается составившим его должностным лицом, а также задержанным. В случае отказа задержанного от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Милиция не позднее чем через два часа после задержания гражданина обязана сообщить о его местонахождении родственникам, защитнику, а также администрации по месту работы или учебы.
Задержанному обеспечивается возможность защищать себя лично или пользоваться правовой помощью защитника.
В случае заявления задержанным требования о предоставлении защитника работники милиции не имеют права требовать от него каких-либо объяснений или свидетельских показаний до прибытия адвоката.
В случае несоблюдения закона работниками милиции лицо, чьи права были нарушены, и/или его представители могут обратиться в суд с заявлением о возмещении ущерба.
Численный состав
Количесвто представителей правоохранительных органов в разных странах мира
Россия
Средняя численность силовиков на 100 тыс. жителей, чел.
986,6
Оценка политического режима страны*
-0,95
Оценка верховенства права в стране**
-0,77
Украина
Средняя численность силовиков на 100 тыс. жителей, чел.
643,5
Оценка политического режима страны*
-0,06
Оценка верховенства права в стране**
-0,73
Португалия
Средняя численность силовиков на 100 тыс. жителей, чел.
480,5
Оценка политического режима страны*
+1,21
Оценка верховенства права в стране**
+1,04
Чехия
Средняя численность силовиков на 100 тыс. жителей, чел.
412,8
Оценка политического режима страны*
+1,06
Оценка верховенства права в стране**
+0,96
Латвия
Средняя численность силовиков на 100 тыс. жителей, чел.
379,2
Оценка политического режима страны*
+0,88
Оценка верховенства права в стране**
+0,72
Германия
Средняя численность силовиков на 100 тыс. жителей, чел.
300,9
Оценка политического режима страны*
+1,39
Оценка верховенства права в стране**
+1,63
Польша
Средняя численность силовиков на 100 тыс. жителей, чел.
261,7
Оценка политического режима страны*
+1,03
Оценка верховенства права в стране**
+0,68
Эстония
Средняя численность силовиков на 100 тыс. жителей, чел.
249,2
Оценка политического режима страны*
+1,11
Оценка верховенства права в стране**
+1,13
США
Средняя численность силовиков на 100 тыс. жителей, чел.
228,4
Оценка политического режима страны*
+1,11
Оценка верховенства права в стране**
+1,53
Канада
Средняя численность силовиков на 100 тыс. жителей, чел.
193,4
Оценка политического режима страны*
+1,44
Оценка верховенства права в стране**
+1,78
* Индекс Worldwide Government Indicators Всемирного банка в разделе Voice and Accountability, оценка от -2,5 (полное отсутствие демократии) до +2,5 (развитая демократия)
** Индекс Worldwide Government Indicators Всемирного банка в разделе Rule of Law, оценка от -2,5 (низкий уровень правовой защиты) до +2,5 (высокий уровень правовой защиты)
Данные ООН, Всемирного банка, Eurostat, информационно-справочной службы Корреспондента
***
Эта статья опубликована в №1 журнала Корреспондент от 14 января 2011 года.
Перепечатка публикаций журнала Корреспондент запрещена.