![]()
Автором самой громкой сенсации в экономической жизни Украины за прошедший месяц оказался Всемирный банк.
По итогам ежегодного исследования Doing Business-2014, рейтинга свободы ведения бизнеса, эксперты банка подтянули Украину на целых 25 позиций вверх, со 137 на 112 место.
Вроде и не Бог весть какое достижение – даже не в топ-50 "ненька" находится, не говоря уже о топ-10. Но премьеру Николаю Азарову эта новость от 29 октября гарантированно обеспечила хорошее настроение до конца недели как минимум.
"Отрадно, что мы поднялись более чем на 25 позиций в мире и что с 2010 года Украина сделала очень приличный рывок вперед", - со скромностью, присущей только истинным героям-реформаторам, заявил Николай Янович на следующий день перед телекамерами на заседании кабинета министров.
И со всей возможной серьезностью добавил: "Это говорит о том, что несмотря на все трудности, что мы сами не удовлетворены тем, как реализуем эти реформы, объективная оценка Всемирным банком говорит о том, что мы является лидером в области регуляторных реформ".
Проникшись серьезностью момента, премьер уже забыл, как еще год назад, комментируя тогдашний рейтинг ВБ, утверждал, что к рейтингам международных организаций не следует относиться слишком серьезно.
Потому что они, дескать, не видят всей объективной картины в стране, а подчас и вовсе бывают откровенно предвзяты в своих оценках. Вот с этим действительно трудно спорить. Ведь если посмотреть по сторонам и спросить у предпринимателей, что для них изменилось к лучшему за прошедший год, ответ будет краток: "Ничего".
По-прежнему на каждой встрече члены Европейской бизнес-ассоциации жалуются Н.Азарову на беспредел контролирующих органов и на отъем собственности в наглую.
Еще в ноябре 2011 г. тогдашний глава представительства ВБ в Украине Мартин Райзер во всеуслышание предупредил иностранных бизнесменов, что в Украине существует высокая угроза рейдерского захвата бизнеса.
"Приходя в Украину, инвесторы должны говорить с посольствами и другими инвесторами, чтобы узнать особенности работы в Украине. Здесь могут быстро забрать бизнес. Здесь достаточно опасно и все это признают", – сказал он.
Что изменилось за 2 года? Да, в правительстве в который по счету раз воссоздали межведомственную комиссию по противодействию противоправным поглощениям.
Деятельность ее очень напоминает борьбу пчел с медом, но сам факт ее создания экспертам ВБ при составлении своего отчета вполне подходит для галочки.
Или принятие Верховной Радой 10 октября законопроекта о введении уголовной ответственности за рейдерство. Можно, конечно, аплодировать правительству, которое является автором этой смелой инициативы.
И поставить еще одну жирную галочку рядом с первой. А можно задаться вопросом – когда и кого у нас по соответствующей статье Уголовного кодекса посадят?
Так что если подходить с такой чисто формальной точки зрения, можно поверить экспертам ВБ, которые зафиксировали реформы в Украине в 8 сферах из 10 и на этом основании определили ее как топ-реформатора в мире. Но так или иначе, ответы на все вопросы дает сама жизнь.
Представители немецкого правительства еще в конце июля обратились лично к первому вице-премьеру Сергею Арбузову в ходе его поездки в Берлин с просьбой поспособствовать решению проблем, возникших у немецких инвесторов, работающих в Украине.
Ну понятно, раз проблемы возникают даже у немецких инвесторов, представляющих наиболее влиятельную страну Евросоюза, что тогда говорить о представителях украинского бизнеса.
Какой тут к чертям благоприятный инвестклимат, о создании которого вот уже 3,5 года не устают рассказывать президент Виктор Янукович и его премьер?
Президент Чехии Милош Земан 21 октября лично прибыл в Киев для разговора с В.Януковичем, причем совсем не о судьбе осужденной экс-премьера Юлии Тимошенко.
Как сказал сам М.Земан, он призвал В.Януковича разобраться с проблемами чешских бизнесменов, которые вкладывают средства в украинский рынок. И передал двухстраничную петицию с изложением всех проблемных случаев.
Да чего там, только в сентябре после воссоздания межведомственной комиссии о борьбе с рейдерством на первом же заседании было рассмотрено 70 заявлений о захватах, которые нанесли собственникам от 300 млн до 1 млрд грн. убытков.
Правда, Николай Янович на заседании Кабмина 30 октября, очевидно, вдохновленный рывком в Doing Business, пообещал, что посягательство на чужую собственность в Украине будет также опасно, как прыжок без парашюта.
Помнится, в 2010 году с точно такой же решимостью в голосе В.Янукович перед телекамерами обещал отбивать руки и чикать карманы чиновникам-коррупционерам.
Учитывая, что за прошедшее с тех пор время в Украине практически не осталось сфер общественной и экономической жизни, где можно решить серьезный вопрос без бакшиша – рейдеры тоже могут спать спокойно.
Остальные – нет. Даже членство в правящей Партии регионов не спасает от отъема честно нажитого/украденного (ненужное зачеркнуть) непосильным трудом.
Последний резонансный пример – попытка захвата корпорации "АИС" ("АввтоИнвсестСтрой"), одного из крупнейших автодилеров Украины, владеющей 2 автосборочными заводами (авто SsangYong, Geely и др.).
В ней 7 ноября нынешние собственники обвинили владельца бизнес-группы DCH Александра Ярославского. А в роли пострадавших оказались депутат Верховной Рады предыдущего созыва из ПР Дмитрий Святаш и депутат ВР нынешнего созыва тоже от ПР Василий Поляков.
Поднимут – не поднимут?
В одном направлении реформ, рекомендованных ВБ, В.Янукович и Н.Азаров действительно преуспели. Речь об оптимизации системы национального здравоохранения и образования, как оно официально называется. Проще говоря – в закрытии школ и больниц, преимущественно в сельской местности.
Об этих так называемых "реформах" ВБ и МВФ толкуют украинским властям с 2008 г., но именно В.Янукович и Н.Азаров взялись за их выполнение. На этом идеи реформаторов из МВФ и ВБ не заканчиваются.
Длительное время они подбивают нынешнего президента Украины и его команду поднять цены на украинский газ, который должен идти для населения и предприятий теплокоммунэнерго, - до уровня импортируемого из России.
Дескать, таким путем можно существенно уменьшить дефицит бюджета НАК "Нефтегаз Украины". А заодно благополучно "положить" местную промышленность (которая по факту субсидируется из бюджета через использование украинского газа для своих нужд).
И попутно подготовить почву для социального взрыва, который может и смести нынешнюю власть – как это уже бывало в некоторых странах, например, в близлежащих Болгарии и Греции.
Поэтому В.Янукович не соглашается с эмиссарами МВФ. Последний по счету раз он заявил в телевизор, что ни при каких обстоятельствах не пойдет на повышение цены газа, 8 ноября.
Это следует рассматривать как комментарий итогов работы с правительством очередной миссии МВФ, которая находилась в Украине во второй половине октября.
Тем не менее, в МВФ и ВБ работают настойчивые ребята и они не оставляют попыток пустить события в Украине по греческому сценарию.
Да и в случае с Виктором Федоровичем не раз бывало, что он публично обещал своим избирателям одно (например, покращення життя уже сегодня), а потом выходило все с точностью до наоборот.
Вот и сейчас оппозиция уже оповестила о планах правительства на 60% поднять тарифы на жилищно-коммунальные услуги по рекомендации МВФ.
Достоверность информации частично подтвердил и сам Фонд, 5 ноября сообщивший, что КМУ в соответствии с его рекомендациями разрабатывает комплекс мер для корректировки экономических дисбалансов.
Итак, главная интрига в том, согласится ли В.Янукович на самоубийственные условия или все же найдет другой выход закрыть огромную дыру в государственных финансах.
Которая, если разобраться, и есть главный итог деятельности "реформаторов", пришедших к власти в 2010 г.
Очередные консультации с МВФ намечены на середину декабря и тогда видимо, все точки над "i" будут расставлены окончательно.
Очевидно, что решающим фактором станет ответ на вопрос, найдут ли В.Янукович-Н.Азаров и их команда альтернативные источники кредитования – например, в Российской Федерации либо Китае.
Напомним, Внешторгбанк РФ в аналогичной ситуации в октябре 2010 г. подбросил "реформаторам" $2 млрд на закрытие бюджетной дыры.
Российский лидер Владимир
Путин имеет свои виды на Украину, поэтому не исключено, что деньги у команды все же появятся. Тогда повышения цен на газ и, как следствие, роста тарифов ЖКХ удастся избежать.
Иного не дано: дефицит госбюджета по итогам января-сентября вырос на 40% к аналогичному периоду 2012 г., до 35,211 млрд грн. Перебои идут уже не только по выплате пособий, начались задержки зарплаты бюджетникам.
Т.е. власть вступила в "красную зону риска" – когда в один момент можно не только вылететь из насиженных уютных кресел.
Поскольку последствия стихийных протестов непредсказуемы, это общеизвестно и доказано последними арабскими революциями.
Так что дыру в бюджете по-любому надо как-то затыкать. А сделать это иным способом, кроме как пойти и одолжить денег, "реформаторы" не умеют. У них другой профиль – "осваивать" бюджетные ресурс.
Вот и получается, что без новых займов украинской экономике под чутким и мудрым руководством Виктора Федоровича не вдохнуть-не выдохнуть.
Новости покращення
Впрочем, это совсем не означает, что власть сделала какие-то выводы и внесла, так сказать, коррективы в собственную деятельность.
Например, масштабы хищений из госбюджета путем возмещения фиктивного НДС по-прежнему исчисляются миллиардами гривен.
Вдумайтесь: за январь-август объем национальной экономики сократился на 1,5% в годовом исчислении. При этом промышленное производство уменьшилось на 5,2%, падение экспорта за I полугодие составило 6,5%, импорта – 12,8%.
И на этом фоне министерство доходов и сборов Украины без малейшей тени смущения рапортует, что за 9 мес. возмещение НДС из госбюджета за январь-октябрь выросло на 15,3%, до 45,6 млрд грн.
Ребята, откуда у вас взялся такой рост возмещения? В абсолютных значениях поступления НДС в госбюджет за январь-сентябрь выросли символически: 135,4 млрд грн. было в 2012 г. и 135,9 млрд грн. в т.г.
Итого имеем прирост 0,35%. Достигнутый в условиях падающей экономики, допустим, за счет детенизации и улучшения администрирования. Так за счет чего тогда на 15,3% увеличились платежи из бюджета?
Даже если взять предположение из области фантастики, что ранее никто из бюджета не крал под видом возмещения липового НДС, то лишь за 9 мес. нынешнего года получим хищение 6 млрд грн. – прирост выплат налоговой службой.
Следует особо подчеркнуть, что это ведомство кому попало и не глядя не даст даже копейки, не то что миллион или миллиард.
Какой-нибудь левый бизнесмен Вася Батарейкин, который вздумает играть в такие игры с государством, будет вынужден в итоге отдать ребятам из налоговой милиции последние сбережения на черный день – в качестве извинений за причиненные неудобства.
Потому как сейчас все финансовые операции между контрагентами налоговики контролируют в режиме онлайн с помощью специальных компьютерных программ и при возникновении отмывной "ямы" имеют возможность отреагировать мгновенно.
Так что ответ на вопрос, кто же это так ловко ухитряется стричь государственную казну, легко читается между строк.
Или вот еще не менее занимательный пример из подвигов коммунального предприятия "Киевский метрополитен", недавно закупившего на тендере 75 вагонов российского производства.
При оценочной цене в 320 млн грн. они в итоги обошлись предприятию (точнее, столичному бюджету, или если уж совсем точно, то киевлянам-налогоплательщикам) в 1,3 млрд грн.
Разумеется, в ходе непосредственного заключения сделки могли выясниться какие-то неучтенные ранее нюансы. Они могли добавить к стоимости максимум 10%. В исключительном случае – 20%.
Но тут цена взлетела более чем в 4 раза. Как так? Все очень просто. По информации оппозиционных депутатов Киевсовета, вагоны, которые строились на петербургском и московском заводах, вместо того, чтобы сразу отправиться в Украину, уехали в Литву, куда их вывезла кипрская оффшорная компания.
Там их купила британская компания с уставным капиталом 1 фунт стерлингов, возглавляемая жительницей Сейшельских островов. Далее уже у британцев вагоны купила компания "Мервин", передавшая их донецкой фирме "Буэнор", которая отсутствует по официально указанному адресу.
При каждой перекупке цена вагонов, само собой, постоянно росла. Вот так и ушел 1 млрд грн. куда-то налево. Теперь же руководство киевского метрополитена жалуется на убыточность перевозок – дескать, не покрывают себестоимости.
И добивается повышения стоимости проезда с нынешних 2,5 грн. хотя бы до 3 грн., а если повезет, то и до 5 грн.
Остается признать, что при таких подходах к расходованию средств киевским метрополитеном его перевозки всегда будут убыточными.
А глобально – в бюджете страны никогда не будет денег на достойные условия лечения и образования для граждан, на пенсии старикам и пособия инвалидам. Поскольку это всего лишь один штрих к тому, что сейчас происходит в экономике страны.
Любопытная деталь: по поводу данной "прокрутки" бюджетных средств киевским метрополитеном в прокуратуру обратились депутаты "УДАРа" – в ответ тишина. Обратились коммунисты – то же самое.
Хотя какого расследования ожидать, допустим, от прокурора, имеющего зарплату в 6-7 тыс. грн. в месяц и приезжающего в прокуратуру на джипе "Мицубиси-Паджеро" стоимостью 480 тыс. грн., записанном на двоюродную сестру тещи?
В этой связи как раз вовремя пришелся депутат Верховной Рады конечно же от Партии регионов Григорий Смитюх, который в начале ноября зарегистрировал в секретариате ВР законопроект о налоговой амнистии для физических и юридических лиц.
Положения этого документа более чем любопытны и по сути своей являются явкой с повинной – но только не в этой стране.
В частности, автор предлагает в течение года дать возможность чиновникам, бравшим взятки за выделение земельных участков, получившим долю в чьем-то бизнесе в обмен на покровительство и т.д. - добровольно задекларировать все полученные таким образом доходы и имущество.
В свою очередь государство должно гарантировать, что не будет инициировать уголовные и административные санкции к участникам налоговой амнистии.
При этом предоставленные министерству юстиции данные не подлежат проверке контролирующих органов. А сами чиновники освобождаются от обязательства раскрывать источники получения доходов.
Вообще-то указанные выше положения из категории no comments. То есть приходит в минюст упомянутый ранее прокурор и сообщает, что "Мицубиси-Паджеро" за 480 тыс. грн. – на самом деле его, а не двоюродной сестры тещи.
После этого оформляет на себя права собственности и, чинно раскланявшись, уходит восвояси. И никто его вдогонку даже не спрашивает: уважаемый, сколько уголовных дел против других преступников ты необоснованно закрыл для того, чтобы купить авто, которое стоит 10 твоих годовых зарплат?
С правовой, моральной – какой угодно точки зрения, сама подобная идея выглядит абсурдной. С другой стороны, ведь раньше, до развала СССР, власть и преступность были по разные стороны баррикад.
Теперь все поменялось и наступило покращення. Так что логика отдельных членов ПР в принципе понятна. Есть лишь небольшой шокирующий штришок для иллюстрации их сущности.
После декларирования теневых доходов чиновники должны уплатить с них… 1% от их стоимости, по предложению Г.Смитюха. Хотелось бы поинтересоваться у него – а почему так много, Григорий Евдокимович?
Да хватило бы правильным пацанам откашлять и по 0,1%, в натуре. Или даже 0,01%. Ну че так косячить, а?
Вот наш прокурор, получается, должен за свой джип "Мицубиси" заплатить целых 4,8 тыс. грн. в бюджет – стоимость одного своего ужина в кабаке.
Это до фига! Пусть уже 480 грн. будет – хрен с ним! Или 48 грн. – ваще ништяк и от братвы респект и уважуха. И можно дальше продолжать реформы, то есть покращення життя лохам… пардон, избирателям.
Виталий Крымов, "ОстроВ"