Корреспондент: Нашли чем удивить. Европейские депутаты - о планах их украинских коллег узаконить голосование друг за друга
Может ли тело человека быть в одном месте, а его голос — в другом? Если речь идет об украинских депутатах, то да.
В Конституции записано, что голосовать депутат должен лично, но многих это не останавливает. Практика, когда Рада принимает законы благодаря одиноким нардепам, которые бродят между рядов и голосуют за своих отсутствующих коллег, стала для парламента привычной. Теперь же депутаты ВР и вовсе планируют узаконить голосование "за себя и за того парня".
Корреспондент обратился к депутатам ряда европейских государств с вопросом: как голосуют в их странах и какой была бы реакция избирателей, если бы их парламенты переняли украинский опыт?
Анджей Халиски, депутат польского сейма, глава комитета иностранных дел:
Ситуация, когда половина сессионного зала пустует, а в стране появляются новые законы, для Польши недопустима. Согласно польским законам и регламенту сейма, при голосовании необходимо личное присутствие депутата. Работать за соседа невозможно и технически, ведь для голосования у нас есть специальные карточки, только с их помощью можно высказывать свое мнение относительно законопроекта.
Помимо этого, за отсутствие во время голосования депутата могут наказать и финансово. К примеру, если в течение дня он не принимал участие в 30% голосований, автоматически считается, что он отсутствовал целый день на рабочем месте, а из его зарплаты вычтут определенную сумму.
Для большей прозрачности работы парламента результаты голосований размещают на сайте. Ведь голосование - это персональная ответственность депутата перед своим избирателем. Поэтому любой может зайти на специальную страничку и проверить, как работал его депутат.
Что касается планов украинских парламентариев узаконить голосование за соседа, наши избиратели бы точно это не приняли и протестовали. Ведь мандат предусматривает персональное присутствие депутата в парламенте. И если кто-то получил этот высокий статус, место его работы - сейм. Депутат представляет интересы группы избирателей. И люди, которые за него проголосовали, хотели бы, чтобы он защищал их права на своем рабочем месте.
Лет десять назад у нас в Польше был огромный скандал, когда один из депутатов пытался проголосовать за коллегу. Он понес дисциплинарное наказание, но главным итогом скандала стало то, что на следующих выборах люди попросту не проголосовали за него. После скандала голосование за другого депутата в Польше считается мошенничеством.
Виола фон Крамон, депутат бундестага Германии:
В Германии депутаты голосуют только за себя. Голосовать за коллегу категорически запрещено. Более того, для подсчета голосов существует специальная процедура. Спикер бундестага, а также два депутата - по одному представителю от большинства и оппозиции - формируют совет. Именно этот орган играет ключевую роль в обеспечении итогов голосования.
Независимо от варианта голосования (можно голосовать, поднимая руки или вставая), только Совет может решить, принят закон или нет. Причем, если кто-то из членов совета сомневается, что итог подведен верно, голоса снова пересчитают, но уже по другой процедуре. В таком случае спикер просит всех депутатов выйти, а затем вернуться в зал через один из трех входов, обозначенных как "за", "против" или "воздержался". Пока депутаты заходят, члены Совета считают, кто как проголосовал, и только после этого объявляется результат.
В особых случаях, когда возникают жаркие споры по особо важным для страны вопросам, у нас предусмотрено персональное голосование. Тогда каждый депутат наносит свое имя на карточку, а потом в зависимости от позиции кладет ее в специальную коробку - синюю для тех, кто за, красную - против и белую - воздержался.
В Германии исключена легализация коллективного голосования, поскольку оно создает возможности для покупки голосов. Это недемократично. Именно поэтому я очень надеюсь, что подобная система никогда не будет легализирована ни в одной демократической стране.
Тьерри Мариани, депутат национальной ассамблеи Франции с 1993 по 2010 годы:
Французские депутаты могут голосовать за своих коллег по группе. Но во Франции такая процедура разрешена, потому что у нас совершенно другая избирательная система. Выборы не просто проходят по округам - применяется мажоритарная система в два тура. Чтобы иметь возможность участвовать во втором туре, кандидат должен набрать минимум 12,5 % от количества зарегистрированных избирателей. Во втором туре кресло получает тот, у кого больше голосов.
Поэтому наши парламентарии очень привязаны к округам, много времени проводят на местах и не всегда могут находиться в парламенте. В Украине же депутатов избирают по партийным спискам, и у них такой жесткой привязки к региону нет.
В Национальной ассамблее голосования проходят в один и тот же день недели - среду. У каждой парламентской группы есть секретарь. Поэтому когда депутат понимает, что он физически не сможет присутствовать на голосовании, он звонит секретарю и дает отмашку делегировать свой голос коллеге по группе.
Джон Виттингдейл, член палаты общин (нижняя палата парламента Великобритании):
В парламенте Великобритании предусмотрено только личное голосование депутатов. Более того, делается это весьма интересным способом. Если депутат за, он должен пройти в кулуары Aye, если против - в кулуары No. Оба помещения находятся рядом с палатой общин. При этом клерки тщательно записывают имя каждого депутата. После этого члены палаты возвращаются в зал заседаний, а клерки подсчитывают голоса и информируют об исходе голосования спикера. Спикер участия в голосовании не принимает. К его голосу взывают только в случае ничейного счета. Член парламента не может передать свой голос кому-либо из коллег. Он должен лично находиться в кулуарах, чтобы его голос засчитали.
Безусловно, то, как должна проходить процедура голосования в украинском парламенте, должна решать только Рада. Тем не менее я уверен, что в отмене процедуры персонального голосовании кроется очень большая проблема.
Киммо Саси, председатель конституционной комиссии парламента Финляндии:
Вы знаете, мне непонятен ваш вопрос в принципе. Что значит, может ли депутат не голосовать лично? Разве такое вообще возможно? В Финляндии депутат может голосовать исключительно за себя, никаких других вариантов не предусмотрено. Более того, ты должен быть на всем пленарном заседании - сидеть только на своем месте и стуле, нажимать только на свою кнопку во время голосования. Все результаты отображаются на специальном табло, а затем размещаются на сайте. Делается это для того, чтобы каждый желающий мог зайти и посмотреть, как проголосовал тот или иной член парламента.
Аргументы украинских коллег, что депутат во время голосования не может постоянно находиться на своем месте в силу различных причин, мне кажутся просто смешными. Ведь для того и существуют пленарные заседания, чтобы голосовать. Это часть работы, которую обязан выполнять депутат. Тут без вариантов.
Я даже представить себе не могу, чтобы в моей стране кто-то попытался не то чтобы узаконить такую порочную практику, а единожды проголосовать за кого-то. За всю историю нашего парламента подобных прецедентов не случалось. Такое может произойти разве что по ошибке. Но даже она вызовет грандиозный скандал, а само событие будет широко обсуждаться в прессе. Мне кажется, что если такие случаи повторяются, то их можно трактовать как уголовное преступление и наказывать по всей строгости.
Виталис Орловс, руководитель комитета регламента и этики сейма Латвии:
Согласно законодательству Латвии в сейме предусмотрено только персональное голосование. Исключений из этого правила быть не может, даже если член парламента отсутствует на пленарном заседании по уважительной причине, к примеру, у него заграничная командировка.
Это невозможно и в силу технических особенностей работы сейма - депутаты, которые посещают заседание, должны регистрироваться и до его начала, и после завершения. И регистрация, и голосование членов парламента в обычном режиме проходят с помощью специальной электронной системы, которая считывает информацию с персональной карточки для голосования. Каждый депутат пользуется только своей оригинальной карточкой.
Также мне бы хотелось отметить, что сейм состоит из ста членов, то есть депутатов не так много. Расположение же мест в зале заседания позволяет видеть и контролировать каждого из присутствующих.
Я убежден, что те коллективные голосования, которые имеют место в украинском парламенте, не отвечают ни духу закона, ни демократии. Именно поэтому такая система не может быть узаконена.
***
Этот материал опубликован в рубрике Стиль жизни в №10 журнала Корреспондент от 18 марта 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент запрещена