ВВС Україна: "Пришло время гамбита", или о слоганах политических партий

Такого мнения придерживается Артем Биденко, эксперт по рекламным коммуникациям.

По его словам, ни плакаты объединенной оппозиции, ни рекламу Натальи Королевской, никто бы не заметил вообще.

Артем Биденко называет нынешнюю предвыборную кампанию неинтересной и серой. По его словам, все участники избирательной гонки "достаточно технически подошли к этому вопросу и использовали слоганы, не имеющие яркой эмоциональной индивидуальности".

"Имеем дело с так называемым мильтон-языком, то есть языком политиков, используемым для создания бесцветного спича, который не наталкивал бы избирателей на какие-то размышления, - говорит эксперт. - Это одна из техник мягкого НЛП, когда можно много говорить, использовать местоимения "мы", "они": "Мы достигнем", "Мы докажем", "Мы вернем", - но это не ведет людей к никаким выводам, не толкает ни к никаким действиям".

Творческая часть предвыборной агитации не вдохновила и карикатуриста Олега Смаля.

"Не могу назвать слоган хотя бы одной партии, побуждающим меня без колебаний отдать голос за ее представителей. Раздражает то, что большинство текстов похожи на стихи графомана или нескрываемый плагиат, - говорит Смаль. - Даже названия партий часто являются просто копиями иностранных образцов. "Форца, Украина!", "Вперед, Италия!". "У меня есть мечта", - это уже говорил Мартин Лютер Кинг".

Еще одним примером плагиата художник называет рекламу коммунистов.

"Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит, буржуй!" неплохо звучало в 1917 году, но нынешние сытые коммунисты даже не сподобились указать на билбордах, что автор этих строк - Владимир Маяковский, у которого есть и вполне "свободовские" лозунги, например, "Товарищ москаль, на Украину шуток не скаль!", - отмечает он.

Господин Биденко, наоборот, называет рекламу Коммунистической партии Украины самой профессиональной и качественной из нынешних, в основном из-за слогана "Вернем страну народу".

"Он проходит красной линией по всем сюжетам, это признак системной работы - создание бренд-бука: корпоративный цвет, шрифт и главная мысль", - говорит эксперт, добавляя, что все три месяца КПУ использует эти три "базовых элемента".

"Деньги на ветер"

Все другие партии, говорит Артем Биденко, не использовали это правило и чуть ли не ежемесячно меняли свой базовый слоган.

Например, Наталья Королевская сначала говорила "Новая страна - новые лидеры", позже - "Пришло время для новых лидеров", а сейчас призывает голосовать за свою партию "Украина - вперед!".

То же и с УДАРом. Сначала реклама партии Виталия Кличко уверяла, что "политика может быть открытой", затем, что "пришло время", а теперь уточняет: "Пришло время удара".

"Это просто деньги на ветер, - говорит Артем Биденко. - Люди не запоминают рекламу на месяц вперед - увидели и забыли, следует постоянно напоминать".

Об эффекте нынешнего слогана УДАРа эксперт тоже невысокого мнения, поскольку считает, что лозунг "Пришло время УДАРа" не мотивирует избирателя ни к каким действиям, а просто констатирует, что "что-то произошло".

А Олег Смаль считает рекламу УДАРа слишком сосредоточенной на лидере партии.

"А, вдруг, на очередном съезде партию возглавит, например, шахматист. И что тогда - "Пришло время ферзевого гамбита!"?- спрашивает карикатурист.

Свой базовый слоган меняла и Партия регионов: "Доверяй результатам", "Руина преодолена, стабильность достигнута", "От стабильности к благосостоянию".

"Это нарратив, а люди не воспринимают рекламу как нарратив", - говорит господин Биденко. Однако регионалы берут массовостью рекламы, добавляет он.

По его словам, у Партии регионов не только больше всего наружной рекламы, но и рекламы в СМИ. По данным эксперта, плакаты регионалов размещены на примерно 5500 внешних носителях по всей стране, коммунисты занимают более 2000 плоскостей, а УДАР - около 1000.

"Забавный трэш"

Политическая реклама партии Натальи Королевской, по словам Артема Биденко, заметна лишь своей массовостью. Она "вторичная, или даже третичная", ведь синий фон и формулировка "новый лидер" использовали уже и Виктор Янукович, и Сергей Тигипко, говорит эксперт

"Например, если массово разместить рекламу китайских авто, очень похожих на Mercedes, по той же цене, то все ее увидят, но поскольку бренд Mercedes, само качество немецких авто и т.д. имеет полочку в нашем мозгу, эти китайские [автомобили] не будут покупать. Правильно - искать новую нишу. Она не ищет, и это ошибочная стратегия", - говорит эксперт.

Поэт и журналист Олег Коцарев вообще охарактеризовал кампанию Натальи Королевской как "довольно забавный трэш", о котором, тем не менее, нечего сказать. Так же, как и о нынешней кампании едва ли не каждой партии.

Самая смешная и лучше всего запоминающаяся кампания у партии Олега Ляшко, считает господин Коцарев.

"Даже в интернете люди, которые за него никогда в жизни не проголосуют, добровольно пересылают друг другу его полный рекламный ролик, на Facebook все распространяют, лайкают, - говорит поэт. - Это действительно смешно, даже выдержана драматургия. Это, возможно, действительно единственный по-настоящему целостный и искусно завершенный продукт, хотя тоже довольно простой и примитивный".

Речь идет о почти 10-минутном видео из девяти роликов лидера радикальной партии, основным слоганом которых является "Вилы наготове". Также он заявляет, что "Украина начинается с коровы", "Без языка нет народа", "Кто уничтожает украинцев, сам пойдет на пюре" и призывает "Долой мошенников из власти".

"В принципе такой зубастой должна была быть наша оппозиция, но она таковой не является", - добавляет господин Биденко. По его словам, слоган объединенной оппозиции "Голосуй за себя, голосуй за родину" - неправильный.

"Солидарность - чрезвычайна важна. Чем больше позволяем людям чувствовать себя "одним из" - тем лучше. А оппозиция, наоборот, делает из людей индивидуалистов", - говорит он.

"Согласованный кандидат"

Хотя господин Коцарев и заявляет, что за последние годы, очевидно, страна стала "серее", что отразилось и на предвыборной кампании, время от времени встречаются "смешные несоответствия".

Например, рассказывает поэт, его внимание привлекли плакаты с рекламой кандидата в Подольском районе Киева Ивана Балабана.

"Его фамилия Балабан. Это в принципе лучший слоган, который бы он мог придумать. Я вижу, люди смеются, глядя на эти рекламные таблички", - рассказывает Олег Коцарев.

Он также отметил предвыборную тенденцию, характерную, по его словам, для Западной и Центральной Украины, где "доминируют протестные настроения".

"В мажоритарной части выборов весьма заметное взаимное как бы обкрадывание - обыгрывание словосочетания "согласованный кандидат". Каждый кандидат знает, что словосочетание "согласованный кандидат" может восприниматься как то, что он согласованный кандидат от ВО "Свобода" и "Батькивщина", и все называют себя согласованными или единственными кандидатами", - говорит Коцарев.

Источник ВВС Україна