В Одессе проходит джаз-фестиваль

Для Одессы вчерашний день ознаменовался открытием Двенадцатого джазового фестиваля, который уже два года не проходит в формате карнавала из-за финансовых трудностей, однако не сбавляет оборотов по насыщенности географии участников и живому интересу меломанов к этому мероприятию. Главной площадкой фестиваля в этом году вновь стала филармония. Перед открытием фестиваля вдоль парадной лестницы гостей и случайных прохожих приветствовал коллектив хореографической «Студии-117», получивший популярность после выхода в финал шоу «Україна має талант». Девушки в эффектных красных костюмах развлекали и завлекали публику слаженными барабанными ритмами, вполне оправдывая свое название «Бешеные барабанщицы».Официальная часть началась нетрадиционно: минутой молчания в память об ушедшей из жизни легендарной вокалистке Татьяне Боевой. Затем Юрий Кузнецов вместе с Александрой Велич (победительницей Всеукраинского фестиваля русской поэзии) исполнили музыкально-поэтическую композицию – посвящение Т.Боевой.Открыл же непосредственно фестивальную площадку квинтет Збигнева Намысловского в составе саксофона (З.Нмысловский), тромбона (Я.Намысловский), фортепиано (С.Яскулке), контрабаса (М.Бараньски) и перкуссии (Г.Гжиб). Звучание квинтета не могло не порадовать достаточно высоким уровнем качества, хотя поляки и не решились эпатировать публику чересчур авангардными приемами. Музыканты держались в рамках заявленных стилей, виртуозно сочетая этно, хард-боп и некоторые элементы фри-джаза. Явно была заметна опора на национальный мелос (даже в большей степени горных регионов), а также акцент на гармоническое обыгрывание и тяготение к форме. Композиции по конфигурации поляки выдерживали традиционными: с аранжированным корусом (рефреном) и соло-импровизациями отдельных музыкантов, лишь иногда чередуя с совместными импровизациями, что больше характерно для фри-джаза.Во втором отделении был представлен грузино-украинский проект в составе традиционного мини-бэнда: вокал (А.Корнелиус), гитара (Б.Бесон), бас-гитара (К.Мачинский), клавишные (А.Показ), виолончель (М.Безчаснов) и ударные (А.Гмыря). Визитной карточкой этого коллектива, бесспорно, является вокалистка. Обладая широким диапазоном, Атина с одинаковой виртуозностью рычит в малой октаве в унисон с виолончелью и сливается в верхнем регистре с клавишами, умело приноравливаясь к тембру инструментов и демонстрируя чувствительность к четвертьтоновой вокализации. Удачнее всего прозвучали композиции с опорой на грузинский фольклорный колорит как в мелодике, так и в ритмике (возникает даже аллюзия с творчеством знаменитой соотечественницы Нино). Минусом этого коллектива стала одноплановость перформанса, где львиную долю ответственности брала на себя Атина (не только вокалом, но ипластикой, и энергетикой) со своим братом-гитаристом, а украинские парни, медитируя в стиле фанк-джаза, явно не перетруждали себя. Харизматичность А.Корнелиус была явно скована рамками ансамбля, требуя более солидный бекграунд. Напоследок Атина пригласила из зала двоих друзей, вместе с которыми они исполнили еще одну безделушку в стиле регги.Хедлайнером первого дня оказался квартет из Южной Африки «Soweto Entsha» (Л.Зулу, М.Нжобо, З.М.Думисани, С.Ксулу). На первый взгляд акапельное пение четырех темнокожих ребят может показаться не совсем форматом, однако задали джазу они более, чем кто бы то ни было. Без единого инструмента ребята устроили настоящее шоу. Самобытность самого звучания была обеспечена в первую очередь тем, что большая часть композиций исполнялась на родном для них зулусском языке. Казалось, что именно так должны были звучать первые спиричуэлсы, именно так рождался джаз. Удивительная смесь: этнических мотивов и обработок известных европейских и американских хитов в R&B манере, – не могли не вызвать симпатии к этому коллективу. Пластичные и органичные в пространстве сцены ребята во время пения постоянно двигались, подпрыгивали и танцевали, не спуская с лиц белоснежных улыбок. Параллельно с этим они умудрялись привлечь к интеракции весь зал. Поскольку гарнитуры, которые не сковывают их движения, во время выступления пришлось заменить обычными радиомикрофонами (по техническим причинам), кульминационную композицию они просто станцевали (a-la капоэйра), что вызвало у публики не меньше восторга, чем само пение.