История предлагает Украине второй шанс

История не часто дает второй шанс. Но такое случилось в Украине, где новый президент - Владимир Зеленский, народная партия которого победила на парламентских выборах в результате голосования. Для Украины появилась возможность избавиться от наследства дисфункции, которое сдерживало страну, и следовать за ее соседями в европейские страны 30 лет спустя. Опыт показывает, что украинским политикам-неофитам осталось недолго до закрытия окна возможностей. Долг международного сообщества - сделать все возможное, чтобы помочь им в этом. Такое мнение высказывается в Financial Times, передают последние новости Украины.      Страдания Украины с момента обретения независимости находятся на особом уровне: не одно потерянное десятилетие, а три. Главный экономист Европейского банка реконструкции и развития Сергей Гуриев отмечает, что в 1989 году польский валовой внутренний продукт на душу населения был сопоставим с украинским, в то время как сегодня он в три раза больше. Причины этой медленной катастрофы в стране, богатой навыками и ресурсами, хорошо известны. Глубоко коррумпированные институты привели к более или менее узаконенному разграблению активов горсткой олигархов, усугубленным дестабилизирующим давлением со стороны России, включая вторжение на восток страны, кражу Крыма и продолжающуюся агрессию на суше, на море и в киберпространстве.     После революции 2014 года и начала войны экономика стабилизировалась. Ежегодный рост приближается к 3 процентам в течение нескольких лет. Гуриев считает, что инфляция может снизиться до 5-процентного целевого показателя к следующему году. Андерс Аслунд, экономист с многолетним региональным опытом, подчеркивает, что рост валюты привел к сокращению государственного долга до 55 процентов, по сравнению с 80 процентами ВВП в 2016 году. Инвесторы оптимистичны, но у Украины должна добиться большего, чем просто избежание коллапса. Для экономики рост и инвестиции должны быть значительно выше. Они были бы, если бы не политическая и институциональная среда, которая препятствовала бы им и позволила патологическое накопление богатства, в том числе предшественником Зеленского Петром Порошенко и Игорем Коломойским, который поддерживал кампанию нового президента.     Тот факт, что экономика сдерживается, просто означает, что абсолютным приоритетом является использование этой возможности для радикальных институциональных изменений, как это было в 1989 году во многих других странах. Есть несколько хороших признаков. Президент и большинство законодателей новыме, часто молодыме и остро осознающие, что они пришли к власти, потому что люди требуют положить конец гротескному уровню коррупции.     Первоочередной задачей является цементирование новых основ деолигархизации - очистка гнилых частей судебной системы, устранение иммунитета для политиков и повышение прозрачности во всем совете. Сильным реформаторам было разрешено начать выполнять работу в таких учреждениях, как министерство финансов и центральный банк. Крайне важно поддерживать независимость последнего.     Затем следует дальнейшая экономическая реформа, которая должна быть направлена на повышение производительности, а также ослабление влияния олигархов на экономику. Налог на богатство должен быть в смеси, важна и конкуренция. После войны к российским компаниям были применены санкции, побочный эффект которых заключался в усилении местных монополий.     Европа несет особую ответственность и способна помочь. Стремление Украины к интеграции в Европу вызвало протесты Евромайдана в 2013-14 гг. Пока Россия вела войну, ЕС заключил соглашение об ассоциации. Безвизовый режим, который он предоставляет, «изменил экзистенциальное направление Украины на запад». Зеленский обещает процветание, и ЕС может помочь ему в этом. Терпимость к газопроводу «Северный поток 2» заставляет Украину терять тарифы на транзит газа. Соглашение об ассоциации недостаточно глубокое, импортные квоты должны быть ослаблены и в конечном итоге удалены. ЕС также должен настаивать на соблюдении правил, которые он обеспечивает, чтобы компании ЕС могли обеспечить конкуренцию и производительность.     Однако сторонние организации должны противостоять искушению превратить новых правителей Украины в своих собственных клиентов посредством избытка условий. Самая большая борьба новой группы будет состоять в том, чтобы оставаться сплоченным, предупреждает Тимофей Милованов, экономист, который руководил ускоренным курсом «Слуга народа». Только установив истинную представительную связь с избирателями, даже политики из лучших побуждений могут избежать того, что те, кто хочет сохранить статус, не будут обмануты.     Хотя ЕС, разумеется, должен требовать соблюдения своих основополагающих принципов, он должен делать это добросовестно, чтобы предоставить украинцам возможность формулировать политику с широким участием населения. Сильным признаком доброй воли было бы, чтобы лидеры ЕС публично поддержали свой собственный договор, который дает право любой европейской стране, которая уважает ценности ЕС, претендовать на членство. Политические амбиции, направленные на то, чтобы Украина достигла такого уровня, как бы далеко она не была, стали бы мощным стимулом для сил реформ.