Торговля контрабандным топливом – прибыльный бизнес в Иране

Иран захватил третий иностранный танкер в Персидском заливе менее чем за месяц, что стало источником скудной информации о многомиллионной торговле контрабандным топливом в стране. Военнослужащие Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) поднялись на борт судна в прошлую среду вечером возле острова Фарси, где у них есть база. По сообщению КСИР, небольшой танкер перевозил около 700 000 литров контрабандного топлива. Бригадный генерал Рамезан Зирахи, командующий КСИР, сказал, что их лодки патрулировали залив, чтобы контролировать движение и выявлять незаконную торговлю, и захватили танкер. «Корабль был переведен в Бушер, а его контрабандное топливо было передано властям», – сказал он. Считается, что последний захват не был связан с «государственным пиратством» Ирана в Персидском заливе, когда крупные иностранные суда подвергались преследованиям, а британский танкер «Стена Имперо» был вынужден последовать в иранский порт. Но аналитики полагают, что это может быть связано с захватом 18 июля MT Riah, небольшого прибрежного танкера с флагом Панамы, который, по заявлению КСИР, контрабандой перевозил топливо. В Иране одни из самых низких цен на топливо в мире из-за больших государственных субсидий и снижения курса иранского риала по отношению к доллару США, а контрабанда – прибыльный бизнес. Али Адьяни, член энергетического комитета иранского парламента, оценил объем вывозимого из Ирана посредством контрабанды бензина в 20 миллионов литров в день, а Мохаммад Хасан Неджад, еще один член комитета, считает, что этот показатель еще выше – 22 миллиона литров. «Серый вторичный или черный рынок нефти в Ормузском проливе и вокруг него, естественно, является нерегулируемым явлением, – сказал арабскому изданию д-р Теодор Карасик, старший советник аналитической службы Gulf State Analytics в Вашингтоне. – Им занимаются структуры, стремящиеся получить прибыль с этого рынка. Те, кто занимается этой практикой, подрывают региональные усилия по обеспечению безопасного прохода для судоходства. Конфискация Ираном этого судна является показателем того, как вторичный рынок подчиняется цели Тегерана контролировать весь залив и его водные пути. Вполне возможно, что КСИР сам проводит прибыльные операции по контрабанде топлива, и конкурирующий оператор пытался усилить это, что могло бы объяснить эти изъятия», – считает аналитик. В воскресенье Министерство нефти Ирака заявило, что не имеет связи с танкером после того, как Иран ранее заявил, что судно является иракским.