Шторм крепчает. Украина и мир входят в период кризисов

Среди экономистов популярна теория о цикличности мировых кризисов, пишет Валерий Литонинский в №15 Журнала Корреспондент.

Четыре последних происходили с периодичностью в 9-10 лет. Черный понедельник и падение Промышленного индекса Доу-Джонса в 1987-1988 годах, азиатский финансовый кризис и дефолт России в 1998 году, кризис 2008 года, начавшийся с ипотечных проблем в США. И что, 2018 год следующий? Украина к нему готова?

Турецкое пике

Детонатором нового глобального кризиса вполне может оказаться ситуация в Турции. Там резко обесценивается местная валюта, что уже затронуло мировые рынки. За неделю лира упала на 25%, а с начала года и вовсе потеряла 45% стоимости по отношению к американскому доллару. 13 августа курс лиры достиг рекордно низкой отметки — 7 лир за доллар. Но потом все же откатился ближе к 6 лирами. При этом в Турции значительно выросли цены на продукты, а инфляция с начала года превысила 16%.

Эксперты отмечают, что турецкий кризис был вполне ожидаем ввиду ряда внутренних экономических проблем. Однако руководство страны винит во всех неурядицах «политический заговор» США. Воинственной риторикой власти Штаты в Турции уже открыто превращают в главного внешнего врага. «У них есть доллар, у нас есть аллах», — заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.  

Последнее обострение в отношениях связано с отказом Турции освободить из-под ареста гражданина США, пастора-евангелиста Эндрю Брансона. Его арестовали еще два года назад по подозрению в поддержке терроризма и причастности к попытке государственного переворота 15 июля 2016 года. Сам пастор категорически это отрицает.

В Турции крайне негативно отнеслись к поддержке со стороны США некоторых курдских вооруженных формирований в Сирии, участвовавших в уничтожении ИГИЛ. В Вашингтоне недовольны новостями о намерениях Турции приобрести у России комплексы С-400, а также совместными действиями Ирана, России и Турции в Сирии. Получается, что Турция, будучи членом НАТО и союзником США, выстраивает тесные отношения и координирует свою политику с Ираном и Россией — стратегическими противниками Штатов и НАТО. Добавьте к этому еще и отказ Турции поддержать санкции США против Ирана, и то, что Штаты отказываются выдавать Анкаре Фетхуллаха Гюлена — главного противника Эрдогана, которого турецкие власти собственно и обвиняют в организации военного переворота и вообще во всевозможных смертных грехах.

 

Дональд Трамп и Эрдоган лично обсуждали решение проблемы с пастором Брансоном. Но в итоге его только перевели из тюрьмы под домашний арест. В ответ в начале августа США ввели персональные санкции против министров юстиции и внутренних дел Турции. При этом, по словам самого Эрдогана, США выдвинули ультиматум — освобождение Брансона до 18:00 8 августа. Поскольку Турция отказалась, США были введены пошлины на турецкую сталь и алюминий, поставляемые в Штаты, — 20% и 50% соответственно. С этого и началось резкое падение лиры. Контрольный выстрел от Трампа — традиционный «твит», в котором он охарактеризовал двусторонние отношения с Турцией «как не очень хорошие».

Потянет всех за собой?

Но американские санкции лишь проявили и без того системные проблемы в турецкой экономике, которые назревали давно. Причем о них неоднократно предупреждали Международный валютный фонд и Всемирный банк в своих прогнозах.  Последние годы в Турции был настоящий кредитный бум. Для реализации масштабных инфраструктурных проектов турецкие компании брали кредиты в иностранных банках в долларах и евро. В итоге корпоративный долг страны в эквиваленте превышает 180 млрд евро. Учитывая, что все это валютные кредиты, выплачивать их станет еще сложнее после падения лиры.  

Дефицит бюджета Турции в этом году может составить до 3% ВВП страны. В структуре потребления страны большую роль играют импортные товары, а значит падение лиры будет увеличивать и без того немалую инфляцию. Для бизнеса девальвация сделает непосильными выплаты по кредитам. Для многих компаний это может обернуться банкротствами, а значит — увеличением безработицы. Еще одним слабым местом турецкой экономики может стать рынок недвижимости. Кредитный бум привел к тому, что цена на недвижимость постоянно росла. Сейчас пузырь недвижимости может сдуться.

Но вместо шагов по минимизации последствий кризиса в Турции вовсю работает государственная пропаганда. Эрдоган призывает соотечественников сдавать доллары, государственные каналы показывают очереди в обменники и кадры, как турки сжигают ненавистные баксы. Правда, только жгут купюры в 1 доллар. Еще одними виновными в девальвации лиры объявлены пользователи соцсетей, которые якобы сеяли панику в интернете. Им теперь грозит до пяти лет тюрьмы. Радуются только туристы, которые приехали с валютой и встретили резко подешевевшие в валюте товары в местных магазинах.

 

Но краткосрочное ценовое преимущество, которое получат отдыхающие на турецких курортах в ближайшие несколько недель, — слабое утешение по сравнению с тем, что ситуация в Турции может повлечь за собой глобальный кризис.

Прямые потери от турецкого кризиса могут ожидать кредиторов страны и ее торговых партнеров. В числе первых преимущественно банки европейских стран. В ситуации, близкой к патовой, Анкара смягчила свою еще недавно воинственную риторику в отношении Европы и особенно Германии, куда Эрдоган собрался с визитом. Для Евросоюза расшатывание Турции, которая все еще принимает на своей территории 3,5 млн сирийских беженцев, является худшим вариантом развития событий.

Украина — тоже в группе риска из-за турецких проблем. Турция — один из ключевых торговых партнеров Украины. Причем в структуре нашего экспорта страна входит в первую тройку наравне с Россией и Польшей — в 2017 году на ее долю пришлись 6,15% стоимости поставленных на внешние рынки украинских товаров. В абсолютных цифрах Украина за первые пять месяцев 2018 года экспортировала в Турцию товаров на $1,2 млрд. А импортировала — примерно на $630 млн. Украина зарабатывает валюту на внешней торговле с Турцией — по итогам 2017 года получилось примерно $1,26 млрд.

«Девальвация лиры означает, что произведенные в Украине товары станут менее конкурентоспособными на турецком рынке. К тому же турецкое правительство уже заявило о намерении защитить внутреннего производителя. Это означает, что доступ иностранцев к турецкому рынку может усложниться еще и из-за административных мер», — полагает исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.

Еще есть Иран

Могут коснуться украинских экспортеров и санкции США против Ирана. После того как Трамп в одностороннем порядке вышел из ядерного соглашения с Ираном, с 7 августа он еще и возобновил первую волну санкций против этой страны.

Они касаются запрета финансовых операций в долларах с Центральным банком Ирана и операций с внешним долгом, торговли автомобилями, золотом и другими ценными металлами, графитом, алюминием и сталью, углем, программным обеспечением, коммерческими самолетами, продуктами питания и коврами. Следующая, еще более жесткая волна санкций вступит в силу 4 ноября. Она будет касаться торговли нефтью — основного источника валютных поступлений в бюджет Ирана, а также функционирования иранских портов, страховых операций с Ираном и т. п.

При этом конкретных примеров нарушений Ираном ядерной сделки в США не обнародовали. А просто назвали Иран как «государство — мировой спонсор терроризма номер один».  При этом по примеру Северной Кореи Трамп готов встретиться с руководством Ирана для заключения новой, более выгодной двусторонней сделки.

Резко против американских санкций выступили в Европейском Союзе. Там обещают защитить европейские компании, «участвующие в законном бизнесе с Ираном». А 8 августа Брюссель выступил с беспрецедентным заявлением, пообещав наказывать европейские компании, которые будут выполнять американские санкции. Противостояние вокруг Ирана ухудшается еще и непосредственными торговыми противоречиями между США и ЕС.

В ноябре ситуация может еще ухудшиться — прекращение поставок иранской нефти на мировой рынок вполне способно вызвать ее ощутимое подорожание.  Выигрывает от этой ситуации пока Россия. С одной стороны, в иранской теме она оказалась по одну сторону баррикад с ЕС против США. О большем расколе Западного мира Владимир Путин не мог и мечтать. С другой — экономические выгоды: по итогам первого полугодия 2018 года Роснефть сообщила о рекордной прибыли от экспорта нефти за последние пять лет.

Что касается украинского экспорта в Иран, то тут Киеву придется делать непростой выбор. Если в иранском вопросе примкнуть к ЕС, это будет означать поддержку и России. А если поддержать США, то можно потерять часть товарооборота с Ираном, который в 2017 году превысил $600 млн при значительном положительном сальдо для Украины. При этом в США допускают возможность отдельных исключений из режима санкций, которые будут предоставляться в каждом конкретном случае по запросу «партнеров».

Еще больше санкций

Но и на этом американские санкции не заканчиваются. С 22 августа должны заработать новые ограничения против России, введенные за химическую атаку в английском Солсбери. В Штатах признали, что получили достаточно доказательств вины Москвы в отравлении бывшего российского шпиона Сергея Скрипаля и его дочки.

Новые санкции касаются запрета на экспорт в Россию товаров, которые могут быть связаны с национальной безопасностью. В частности, речь идет об электронных устройствах и их компонентах, в том числе и тех, которые используются в авиационной отрасли.

Всем по санкциям от Трампа

Кроме того, если Россия в течение трех месяцев не предоставит гарантий, что не будет использовать химоружие, и не согласится на допуск международных инспекторов к своему химическому арсеналу, то тогда ее ожидает второй этап санкций. В России уже заявили, что никакие условия выполнять не будут, так что можно ожидать снижение уровня дипломатических отношений, сокращение до минимума взаимной торговли и даже запрета полетов в США для российских авиалиний. Таким образом, американские ограничительные меры могут охватить 70% российской экономики. В Москве от таких мер в шоке и, кроме традиционной бравады об их надуманности и несправедливости, уже назвали новые санкции драконовскими.

Но и это еще не все. В конгресс США был внесен законопроект, который систематизирует и ужесточает все санкции против России. И там есть полный набор ограничений — от прекращения финансирования российского госдолга до полного запрета на долларовые операции российским госбанкам и поиска личных активов Путина и его семьи на Западе.

Одной из целей нового санкционного законопроекта его авторы называют уход России из Украины. Цель, конечно, благородная. Вот только по дороге к этой цели на Украину может обрушиться «месть» страны-агрессора. Понятно, что в экономическом плане РФ нечего противопоставить США. Рубль уходит в пике не намного хуже турецкой лиры. Значит единственный выход — отвлечь население чем-то громким. Например, «маленькой победоносной войной». Заодно демонстрацией силы улучшить переговорные позиции в той же Европе. Легче всего Москве сделать это на украинском Донбассе, на Ближнем Востоке или еще где-то. В первом случае — предвыборная дестабилизация Украины в интересах пророссийских кандидатов. Во втором — принуждение Европы к уступкам под угрозой беженцев/террористов, нужное подчеркнуть.

Поставки нового российского вооружения на Донбасс фиксируют уже и в ОБСЕ. Украина входит в предвыборный период — самое рискованное время с точки зрения возможности обострения на востоке. Но в Вашингтоне это понимают: Трамп подписал оборонный бюджет США на 2019 год, в котором $250 млн для оказания помощи Украине, в том числе — $50 млн на летальные виды вооружений.

Как будем держать удар?

И в каком же состоянии Украина подходит к встрече с такими экономическими и военно-политическими вызовами? Не в самом лучшем. Скорее, даже отпускном. Верховная Рада не работает уже полтора месяца. Кабинет Министров три недели не проводит заседаний, чего знающие люди вообще в истории страны не помнят. Премьер-министр в отпуске, а почему не может собраться правительство во главе с первым вице-премьером, что является нормальной практикой, непонятно. Президент тоже съездил в отпуск, злые языки говорят, что в собственную резиденцию в Испании, но на Банковой уверяют: был в Европе по делам, проводил встречи, деньги тратил собственные, а не государственные. Министр внутренних дел Арсен Аваков путешествует по Италии и Швейцарии и активно делится фотографиями в соцсетях.

Тем временем с госфинансами проблемы. На счету Госказначейства только 2 млрд грн — это минимальный показатель с 2014 года, что вызвано необходимостью профинансировать неожиданный дефицит Пенсионного фонда.

На этом фоне еще и гривна начала падать в августе и уже разменяла показатель в 27,4 грн за доллар. Хотя традиционно лето — самое стабильное время для украинской валюты.

Но у рынка другие расчеты. Да, до конца 2018 года по внешнему долгу государство должно выплатить относительно скромные суммы. Но вот в 2019 году выплаты по внешним обязательствам должны составить $4,73 млрд плюс по обслуживанию долга еще $1,74 млрд, итого — $6,47 млрд.

Где взять такие деньги? У Международного валютного фонда, а точнее, у тех, кто приходит вместе с ним. Если не продолжить сотрудничество с МВФ, правительство не получит кредитов от ЕС и Всемирного банка, за счет которых можно возвращать внешний долг. И власти уверены, что с МВФ удастся договориться. Более того, уже анонсирован визит миссии фонда в начале сентября. Требования для получения кредита известны давно — повышение цены на газ и реалистичный бюджет-2019. Похоже, что после долгих споров правительство готово на это пойти, как минимум — на компромиссный вариант, на частичное повышение цены. Потери от кризиса в предвыборный год гораздо превышают потери от повышения цены на газ в это же время. А на кону ни много ни мало — $1,9 млрд от МВФ, $0,8 млрд от Всемирного банка и $0,5 млрд от Европейской комиссии.

Сырьевое торнадо и реформа для кризиса

Мир оказался на пороге средней руки продовольственного кризиса. Из-за погодных условий, аномальной жары, в Германии и Франции потери урожая составляют 20%, в России и Казахстане недополучат 20-25% урожая зерна. Украина, по прогнозам специалистов, соберет на 2 млн тонн пшеницы меньше, чем в 2017 году, соответственно сократится и ее экспорт — главный источник валюты в стране. В Украине даже заговорили о возможности введения экспортных квот и ограничений.

Продовольственная пшеница стремительно дорожает как на мировых рынках на фоне информации о меньшем урожае, так и внутри Украины. В начале августа цена на нее выросла на 800-1. 000 грн за тонну. Стоимость муки повысилась с 6,5 грн до 7,6 грн за килограмм. Хотя в стоимости хлеба на муку приходится около 40%, его подорожания избежать не удастся. Уже говорят о возможности подорожания хлеба в стране на треть. Более оптимистичные прогнозы — подорожание на 1 грн. Но и это существенно, опять же в предвыборный год.

Радует только то, что, несмотря на снижение физических объемов экспорта, в деньгах не потеряем, так как мировые цены на зерно выросли.

Как справиться с негативными экономическими тенденциями? С помощью реформ. Например, реформой правоохранительных органов, земельной, налоговой. По подсчетам европейских экспертов, только от коррупции на таможне Украина ежегодно теряет $5 млрд. И никакие кредиты не понадобились бы. А если бы в Украине функционировали независимые правоохранительные и судебные органы, в страну активнее бы шли инвестиции, существовали бы гарантии их сохранности.

Но пока процесс идет вяло. Антикоррупционную реформу фактически похоронили сохранением в должности руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры Назара Холодницкого. Ему вменялись многочисленные нарушения, включая разглашение закрытых сведений, вмешательство в работу другого прокурора.

Квалификационно-дисциплинарная комиссия прокуроров признала наличие нарушений, но выписала Холодницкому только выговор. Предложение главы НАБУ Артема Сытника и генерального прокурора Юрия Луценко об увольнении Холодницкого было отклонено. Сытник собирается оспаривать решение, но на особые перспективы в этом процессе не надеется. Холодницкий же на радостях, и чтобы пересидеть шумиху, на целый месяц ушел в отпуск. Как теперь будут функционировать НАБУ и САП, учитывая, что два руководителя ведомства открыто воюют, а все прокуроры САП подписали бумагу в поддержку Холодницкого? Да никак.

«Мне непонятно, как прокурор САП, открыто поддержавший Холодницкого, который уничтожает НАБУ, будет готовить вместе с детективом бюро дело к передаче в суд. Будет ли он заинтересован, чтобы дело было успешным, или, наоборот, он будет его «валить» или «подвешивать», чтобы доказать свою правоту в рамках этой жалобы на Холодницкого», — задается тем же вопросом народный депутат Мустафа Найем.

Вряд ли стоит ожидать передачи в суд каких-то резонансных антикоррупционных дел в ближайшее время. А вот закрытия скандальных производств — пожалуйста. Дело против сына Авакова о коррупции при закупке рюкзаков для Национальной гвардии успешно закрыли — и уже не вспоминают.

Общий моральный климат шатается под ударами — как не разочаровываться, если на общественных активистов беспрепятственно покушаются прямо средь бела дня. В Запорожской области расстреляли известного активиста Виталия Олешко, в Херсоне активистку Екатерину Гандзюк облили кислотой. Расследования идут, вот только за нападение на Гандзюк, например, арестовали человека, алиби которого могут подтвердить десятки людей.

Прощание с Олешко

Прокуроры же вообще умудрились на протяжении недели не являться в суд по делу против одиозного мэра Харькова Геннадия Кернеса. В итоге из-за этого суд резонансное дело закрыл: знающие люди говорят, что под таким предлогом в Украине дела еще не закрывали. А в прокуратуре теперь жалуются на судью, дескать, прокуроры просто заболели, ну и что, если сразу вся группа в составе 19 человек. Договорняк перед выборами? Очень может быть, Харьков стратегически важный город, а позиции Кернеса в нем сильны.

Глядя на всю эту ситуацию, стоит обратить внимание на происходящее в соседней Румынии. Там уже год продолжаются массовые акции протеста в поддержку борьбы с коррупцией, которую активно пытаются свернуть действующие власти. Митинги собираются многотысячные, а на последние приехала даже многочисленная румынская диаспора.

Митинг в Румынии

Мотив у румын вполне понятный — достало. Они уехали из страны из-за коррупции, отсутствия перспектив и работы, исправно шлют деньги на родину, поддерживая ее экономику, но внутри государства ничего не меняется. Такой себе бунт «заробитчан». Ничего не напоминает?