Законопроект «О национальной безопасности Украины»: журналист указал на нюансы

Украинский военный и политический журналист Дмитрий Тымчук проанализировал на своей страницев Facebookпроект закона «О национальной безопасности Украины», который сегодня, 21 марта, будут рассматривать на заседании комитета ВРУ, передает Час Пик. «Сегодня на заседании Комитета ВР по нацбезопасности и обороне будет рассмотрен законопроект «О национальной безопасности Украины», подготовленный рабочей группой Комитета к первому чтению. Как известно, в законопроекте рабочей группой предлагается прописать перечень и факторов основных угроз нацбезопасности, расширить принципы демократического гражданского контроля (в т. ч. его установление над СБУ), и т. д. Понятно, что все предлагаемые изменения будут согласованы с автором законопроекта. Есть и пункты, которые, очевидно, нуждаются в дальнейшем самом тщательном анализе. В частности, это касается изменений в системе органов военного управления ВСУ. Что интересно, предлагаемое разделение должностей начальника Генштаба и Главнокомандующего ВСУ (сейчас это одна должность, и предложение ее разделить по НАТОвским принципам, по моим данным, вызвало очень серьезный резонанс в самом нашем Генштабе) в Комитете ВР бурных дискуссий как раз не вызывает. Такие дискуссии вызывает предложение (как мы понимаем, сформулированное принимавшими участие в разработке законопроекта экспертами НАТО) создания, а точнее – подчиненности в общей системе органов военного управления, такой новой структуры, как Объединенный оперативный штаб (ООШ). Суть в следующем. В нынешней системе управления все просто и понятно: есть начальник ГШ, он же Главнокомандующий ВСУ (подчиняется Верховному Главнокомандующему, т. е. Президенту), ему подчиняется Генштаб, и далее вниз по вертикали. В законопроекте предлагается создать еще одну структуру – ООШ. При этом и начальник ГШ будет напрямую подчиняться Главнокомандующему ВСУ, и командующий объединенных сил (руководитель ООШ) – также напрямую подчиняться тому же Главнокомандующему ВСУ. Генштаб при этом является, согласно законопроекту, «главным органом военного управления», а ООШ – «органом управления межвидовыми и межведомственными группировками войск (сил)». По подчиненности, как я указал, они являются фактически «равноценными» - оба напрямую подчиняются Главнокомандующему ВСУ. Возможно, в странах НАТО (в первую очередь США) за многие десятилетия подобная система отлажена и работает как часы. Но в наших реалиях трудно представить, как может происходить управление конкретной военной операцией, когда де-факто будет существовать «конкуренция» между двумя штабами (ГШ при этом говорит «мы – ГЛАВНЫЙ орган военного управления!», а ООШ – «но мы, согласно закону, командуем межвидовой группировкой!», далее дискуссия может идти до посинения). Возникает серьезная угроза «перетягивания одеяла» двумя стуктурами, что в итоге может означать продуцирование ими противоречащих друг другу приказов войскам, и в итоге – ступор и срыв самой операции. В ВСУ в свое время существовал прообраз ООШ – Объединенное оперативное командование, ООК (оно управляло всеми миротворческими контингентами ВСУ за рубежом). Однако ООК было «вписано» в систему органов военного управления с подчиненностью начальнику ГШ. К слову, и нынешний недавно созданный Объединенный оперативный штаб, руководящий операцией на Донбассе, подчинен Генштабу. Потому что только такая централизованная система понятна нашим военным, и только она в условиях декларируемого в нашей армии принципа «единоначалия» на сегодня может работать. Как же будет работать в наших реалиях предлагаемая законопроектом система «один Главнокомандующий – два штаба» - сказать весьма проблематично. Вполне очевидно, что эта проблема нуждается в самом серьезном обсуждении, чтобы избежать угрозы разбалансирования всей системы военного управления», - написал Тымчук. Ранее сообщалось, чтопарламентарии приняли законопроект No4738 о внесении поправок в закон "О публичных закупках" и другие законодательные акты относительно мониторинга государственных закупок. Читайте также:Ситуация на КПВВ на Донбассе: наблюдается активность пассажиро-транспортного потока