Украли деньги ЕС. Скандал с пограничными пунктами

История, поражающая своей глупостью. Европейский союз выделил Украине деньги на модернизацию пунктов пропуска на западной границе. В ЕС хотели, чтобы через границу быстрее двигались автомобили, быстрее работали таможенники.

Еще в 2012 году на эти нужды Украине выделили почти 30 миллионов евро, но наше государство ничего так и не сделало. Часть денег просто разворовали, часть даже не смогли разворовать.

Теперь Европа проект сворачивает, и даже требует деньги обратно.

ЕС надоело ждать

Пресс-секретарь ЕС Майя Косьянчич объяснила, что прекращается осуществление проектов, на выполнение которых ЕС должен был перечислить 29,2 млн евро.

"Речь идет о шести проектах с европейским финансированием на общую сумму 29,2 млн евро, основным бенефициаром которых была Государственная фискальная службы Украины. Учитывая задержки с их реализацией, учитывая наши оценки и сообщения государств-членов ЕС, мы пришли к выводу, что проекты не могли быть завершены в срок. Эти шесть проектов сейчас находятся в процессе закрытия, выделенные на них и не израсходованные деньги должны быть возвращены (на счета Еврокомиссии)", - пояснила пресс-секретарь ЕС, вместе с тем отметив, что Евросоюз и в дальнейшем готов поддерживать реформы в Украине.

Решение Евросоюза является окончательным.

За время реализации этих проектов Украина получила от ЕС треть грантовых средств, выделенных на проект - около 10 млн евро. Большая часть этих средств осталась неиспользованной.

По предварительным данным, Киев потратил около 2 млн евро. Соответственно, Украина должна возместить ЕС около 8 млн евро.

Что не смогли сделать

Средства ЕС должны были пойти на переоборудование КПП Рава-Русская, Краковец, Шегини и Ягодин, глубокую реконструкцию КПП в Устилуге (все перечисленные – на границе с Польшей). Должны были быть реконструированы четыре КПП на украинско-словацкой границе, два КПП на границе с Румынией и проведена реконструкция на границе с Венгрией для интеграции Украины в международную транспортную систему, в том числе на КПП в Лужанке.

Также были проекты и направленные на переоснащение IT-инфраструктуры пограничников на украинско-польской границе.

Только а международный пункт Ужгород на украинско-словацкой границе Европа дала 2 млн евро аванса, с 7 необходимых. Завершить реконструкцию должны были  еще в декабре 2015 года. Но админздание пункта пропуска до сих пор без окон и дверей. Повсюду – мусор и разбитое стекло. А должны были расширить полосы движения, реконструировать админздание и достроить второй этаж.

На международном автомобильном пункте пропуска в Лужанке на украинско-венгерской границе дело обстоит еще хуже. На его модернизацию европейцы дали более 2 млн евро. Но вместо 4 полос дороги есть только гигантский котлован. Венгры одновременно с нами начали реконструкцию пропускного пункта со своей стороны. И уже давно ее закончили.

Самым скандальным в приграничном проекте ЕС стал международный пункт пропуска "Устилуг – Зосин". Через Устилуг на Волыни ближе всего добраться до западной границы из Киева. Открыть обновленный пункт пересечения границы планировали еще в 2014 году, но работы затянулись.

На ремонт и расширение поста Европа еще в конце 2012 года выдала €6 миллионов в рамках приграничного сотрудничества "Украина – Польша – Беларусь".

"Планировалась масштабная реконструкция, первая за 17 лет. Если сейчас Устилуг пересекает 2 тысячи человек, 700 автомобилей и лишь 3 автобуса, то после реконструкции появилось бы по пять полос на въезд и выезд. Устилуг смог бы пропускать втрое больше людей и машин, а очереди, которые выросли после введения безвиза, уменьшились бы. Но ничего этого не произошло, хотя дедлайн по реконструкции прошел еще в декабре 2016 года. С польской стороны уже давно все построили. А у нас таможня потратила половину денег ЕС, за которые только вырыли два котлована вдоль пункта пропуска. То есть фактически украдены €3 миллиона. Да что там реконструкция. На нашей стороне даже ямы на дорогах не могут залатать! Говорят, что многомиллионный тендер на обустройство КПП три года назад выиграла фирма, близкая к тестю Насирова, бывшего главы ГФС. Кстати, у сына начальника таможенного поста "Устилуг" появилась дорогая машина, BMW X5, которой он хвастался в соцсетях, мол, папа дал покататься", – рассказал изданию "Страна. юа" бывший сотрудник Волынской таможни.  

Кто виноват?

Главный ответчик за провал – Государственная фискальная служба. У них на все свое объяснение, в основном винят подрядчиков, и бюрократию, оказывается задержка произошла в том числе из-за смены названия налоговой.

Отмазки властей

Премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что будет договариваться с Евросоюзом о новых проектах по финансированию приграничной инфраструктуры. А в провале реализации старых проектов виновата предыдущая власть.

Глава правительства не стал отрицать, что ЕС действительно принял решение о закрытии ряда проектов . Вместе с тем, он подчеркнул, что эти проекты уже давно столкнулись с проблемами в реализации. "Речь идет о проекте 2007-2013 годов. Потом была попытка продолжить его выполнение силами ГФС. ГФС не справилась полноценно", - рассказал он.

"Новый руководитель Мирослав Продан пытался спасти ситуацию, но было уже поздно", - добавил премьер.

Гройсман подчеркнул, что сейчас нет опасности повторения такой ситуации с другими проектами: "Нет никаких угроз для совместных проектов с ЕС в дальнейшем".

Вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины Иванна Климпуш-Цинцадзе заявила, что Украина не должна возвращать 8 миллионов евро, а ЕС сможет недодать эту сумму в будущих программах для Украины.

Системная проблема

Остановка проектов Евросоюза из-за неполного использования средств не является исключительным случаем: это происходит в сотрудничестве с различными государствами, в том числе с членами ЕС. В то же время почти полное неиспользование средств ЕС, а также одновременное прекращение целого ряда проектов в одном секторе является действительно угрожающим сигналом о неготовности Украины эффективно использовать европейские фонды.

К тому же, например, уровень выполнения Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС по состоянию на 2017 год составил 41%.