Оккупация Россией. Закон о реинтеграции Донбасса

Верховная Рада 18 января приняла закон о реинтеграции Донбасса. Во втором чтении за законопроект проголосовали 280 нардепов.

Президент Петр Порошенко, который стал инициатором законопроекта, принятие закона назвал "сигналом для Крыма и Донбасса", что они являются частью Украины.

В ДНР закон назвали нарушением минских соглашений и посчитали, что Украина "готовится воевать".

 разбирался, что определяет закон о реинтеграции Донбасса, который также называют законом о деоккупации.

 

Суть закона о реинтеграции Донбасса 

Нардепы спорили, упоминать ли аннексированные Крым и Севастополь в заголовке законопроекта, однако такая инициатива не набрала достаточной поддержки.

Однако, в преамбуле говорится об оккупации Крыма и Севастополя, датой которой определается 20 февраля 2014 года со ссылкой на другой закон.

Из законопроекта убрали упоминание о минских соглашениях, на чем настаивали многие депутаты.

  Оккупация Россией

Так, принятый закон определяет Россию государством-агрессором, устанавливает, что неподконтрольные Киеву территории Донецкой и Луганской области являются временно оккупированными.

К временно оккупированным Россией территориям на Донбассе входят земля, реки, озера, внутренние морские воды, недра и воздушное пространство.

Границы оккупированных территорий в этих областях, определяются президентом по представлению Минобороны, подготовленным на основании предложений Генштаба ВСУ.

Оккупация РФ территорий Украины независимо от ее продолжительности является незаконной и не создает для России никаких территориальных прав.

На Россию также возлагается ответственность за моральный и материальный ущерб, причиненный Украине, в том числе органам госвласти, физическим и юридическим лицам.  За гражданами Украины сохраняется право собственности на оккупированных территориях.

Полное отсутствие военнослужащих РФ должны зафиксировать Минобороны и МВД Украины - они вместе должны подать представление президенту, а уже он на этом основании принимает решение.

Начало и завершение мероприятий по обеспечению нацбезопасности и противодействия агрессии РФ определяются решениями президента.

Все акты, кроме свидетельства о рождении и смерти, выданные "оккупационной администрацией РФ", недействительны и не создают правовых последствий.

Однако Рада отказалась включить в законопроект поправку о денонсации Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Россией.

Точной даты оккупации Луганской и Донецкой областей в законе нет.

  Действия Украины против агресси РФ

Украина должна принимать меры для обеспечения государственного суверенитета. В их числе -санкции, а также механизмы международного сотрудничества для сохранения и усиления санкций против России.  

Органы в Украине собирают данные о правах человека в ЛДНР.  

Создается межведомственный координационный орган для обобщения позицию государства по "отпору и сдерживанию вооруженной агрессии РФ". Также готовится консолидированная претензию против России.

В законе особое внимание уделяется внедрению военного положения. В случае введения военного положения координацию и контроль на оккупированной территории Донецкой и Луганской областях областей осуществляет Объединенный оперативный штаб ВСУ при руководстве Генштаба. До принятия закона АТЦ координировала СБУ.

Для противодействия агрессии со стороны России применяются силы и средства по согласованию с Генштабом Вооруженных сил Украины, который руководит "всеми силами по противодействию агрессии".  

Правоохранители и привлеченные к противодействию агрессии могут применять "в случае крайней необходимости" оружие и спецсредства по отношению к тем, кто нарушает закон или пытается нелегально попасть в зону противодействия агрессии.

  Порядок перемещения в Донбассе

Устанавливается особый порядок въезда граждан Украины на неподконтрольные территории.  

Въезд и выезд, перемещение товаров в неподконтрольных районах Донецкой и Луганской областях и из них, проходит через контрольные пункты въезда-выезда. Командующий объединенных сил имеет право ограничить перемещение - не впустить или не выпустить.

Бойцы АТО и правоохранители вправе усилить меры безопасности и совершать другие действия, предусмотренных в случае введения военного положения:

- проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, а в случае отсутствия - задерживать их для установления личности;

- осуществлять личный досмотр граждан, досмотр вещей, которые при них находятся, транспортных средств и вещей, которые они перевозят;

- временно ограничивать или запрещать движение транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, не допускать транспортные средства, граждан на отдельные участки местности и объекты, выводить граждан с отдельных участков местности и объектов, отбуксировать транспортные средства;

- входить (проникать) в жилые и иные помещения, на земельные участки "для выполнения мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпору и сдерживанию вооруженной агрессии Российской Федерации" в Донецкой и Луганской областях, на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций, проверять транспортные средства;

- использовать в служебных целях средства связи и транспортные средства, в том числе специальные, принадлежащие гражданам (с их согласия), предприятиям, учреждениям и организациям, кроме транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и международных организаций.

Рассмотрение законопроекта о реинтеграции Донбасса проходило с протестами и столкновениями под Радой.