Чорновил прокомментировал медицинскую реформу

Политический деятель Тарас Чорновил на своей странице в соцсети Facebook прокомментировал недавно принятую медицинскую реформу, назвав советскую медицину зоной тотального вымогательства и злоупотреблений, передает Час Пик. Еще несколько фраз о медицинской реформе. Собственно, хотел написать коротко, а набежало на большую статью. Однако, тема значима, поэтому интересует, уж как-то стерпите мое многословие. Но заранее предостерегаю, что сейчас пишу о еще не опубликованном окончательно тексте закона, когда нельзя с уверенностью сказать, какие из поправок учтены, а какие отвергнуты. Поэтому из-за чрезмерной детализации, остановлюсь на значении и идеологии закона, по которым сомнений уже нет. Прежде всего - начала мусолиться фраза, что это вообще не реформа, а так, какие-то второстепенные изменения. (Обратили внимание, как за один день большинство из тех, которые до голосования говорили об «акте геноцида» резко изменили риторику и теперь активно уменьшают результаты реформы). На самом деле, кардинально меняется вся система организации здравоохранения, отменяется система Семашко, которая действовала более 70 лет. Речь не о том, что она была плохой, а о том, что уже давно умерла собственной смертью. Полное 100% государственное планирование и финансирование уже невозможно восстановить. Ведь изменилась мобильность населения - система Семашко строилась под драконовскую систему прописки и привязки граждан к месту регистрации, что допускало более или менее адекватное планирование. Поменялась структура затрат на отрасль медицины. Весь спектр коммунальных услуг и обслуживания крупных больничных комплексов когда нуждался в скудных ресурсах. Старая система консервировала мизерные заработные платы для медперсонала, продолжал действовать очень эффективный и замкнутый, но действенный союзный фармацевтический комплекс. Все эти факторы потеряны и не могут быть восстановлены. Кроме того, давайте не впадать в ностальгию по «светлым прошлым», я хорошо помню медицину того времени, сам несколько лет проработал в больнице. Советская медицина кроме нескольких уникальных направлений и медицинских центров была довольно слабой и отсталой. Хоть какие-то результаты и относительное человеческое лицо отрасли создавало лишь подвижничество многих медиков, а не сама система. Кроме того, в те времена, когда даже слова такого как коррупция у нас не знали, медицина была чуть ли не официально признана зоной тотального вымогательства и злоупотреблений. Новая система учитывает мобильность населения, поэтому финансирование пациента, а не койко-мест является требованием времени. Кроме того резкий рост стоимости медицинских услуг повлекло за собой коррупцию и хищения средств в гигантских размерах. Итак переход средств под контроль одного распорядителя вместо сотен и даже тысяч - вещь необходимая. Одного распорядителя можно окружить антикоррупционными, лекарственными, общественными организациями, поэтому коррупционные риски на самом деле не растут, а снижаются. Чего данной реформе не хватает, то это окончательного перехода на страховую медицину. В Раде за это больше всего выступали нардепы из Оппоблока. Но в тех же выступлениях они особенно активно настаивали на необходимости скрупулезно сохранять бесплатную медицину. Однако обязательное медицинское страхование - это как раз полностью платная медицина. Вспомните, что сначала в Раду зашел этот же закон, но с одним нюансом - там речь шла не о прямых бюджетные расходы, а о страховых средствах, только платежи осуществляет не сам гражданин, а государство за счет наших налогов. Однако это был старт страховой медицины. Но началась такая истерия, законопроект отозвали и вернули уже без упоминания о страховании. Правда, суть не изменилась - это все же государственное страхование пациентов. А окончательно будет завершена реформа, когда введем обязательное медицинское страхование. Сейчас этот шаг вызовет общественное сопротивление, потому что в действительности будет еще одним обязательным платежом, который должны осуществлять сами граждане, их работодатели и только в некоторых случаях государство. Именно так действуют все эффективные медицинские системы. Все остальные - более или менее эффективны. Поэтому страсти и крики о неконституционности стоит отложить на время, когда такая система будет вводиться. Сегодняшняя же, после извлечения из закона перед вторым чтением норм о софинасировании, он предусматривает полностью государственные средства, которые являются определенной уступкой популистам, поскольку на 100% покрыть затраты сегодня не в состоянии ни одно государство мира, а значит основа для неравенства при получении услуг вторичной медицины. Социально значимым в законе является то, что, несмотря на тотальные обязательства государства, выделен большой блок гарантированных услуг (это как защищенные статьи в бюджете - когда ресурса хватит, секвестр на них никогда не распространяется). Предполагаю, что в будущем Украина пойдет по пути, когда именно те услуги, которые сегодня записаны гарантированными, будут финансироваться из бюджета, а вся вторичная и специализированная медицина, как и дополнительные услуги и специальные условия пребывания в лечебных учреждениях, год за годом переходить в сферу финансирования через страховые платежи. Не думаю, что это произойдет быстро, точно, не в ближайшие годы", - написал Чорновил.