Закон, который никто не понял, или зачем Порошенко реинтеграция Донбасса

Президент наконец внес проект закона о реинтеграции Донбасса. По требованию НФ из него изъяли положения о продлении на год Закона об особом порядке местного самоуправления подконтрольных областей - эту норму подадут отдельно. Зато в тексте есть упоминание о Минских соглашениях. «Вести» узнали подробности о сути и последствиях принятия «реинтеграции» от президента.

Звезды с неба не хватать

Правки вносились в проект до последнего. По данным «Вестей», с этим, в частности, связано то, что на предварительном обсуждении с депутатами 3 октября (проект представляли замглавы АП Константин Елисеев и Владимир Василенко, экс-судья Международного уголовного суда) итогового варианта не было. Таинственность усиливал тот факт, что даже Министерство по оккупированным территориям к разработке не допустили (замглавы ведомства Георгий Тука участвовал лишь в наработке «концепции»).

Ключевые новеллы проекта назвал нардеп от БПП Иван Винник: во-первых, РФ признается агрессором (для БПП и НФ это один из главных пропагандистских мотивов), во-вторых, четко определяются оккупированные территории (сухопутные, прибрежные воды, воздушное пространство). Признается, что ВСУ действуют для обеспечения нацбезопасности - также отмечена роль Нацгвардии и «иных формирований» (т. е. ДУК ПС на передовой решили оставить).

Определены приоритеты: сначала освобождение территорий и восстановление конституционного строя, потом уже проведение местных выборов и восстановление дорог и инфраструктуры

Иван Винник

Вводится «особый порядок» обеспечения прав и свобод местного населения - они сохраняют право на свое имущество, приобретенное по законам Украины и получают «защиту согласно существующим возможностям» (в основу проект возлагает социальные и культурные потребности, особое внимание ТВ и радио, а также предоставление гуманитарной помощи). «Цель - не хватать звезды с неба, а просто заполнить правовой вакуум в зоне конфликта. Ничего нового, что радикально изменило бы ситуацию или привело к улучшениям для мирных жителей, там нет - законопроект лишь фиксирует уже сложившийся статус кво», - считает общественный активист из Донецка Энрике Менендес.

Не президент мира. Почему на Донбассе не верят, что Порошенко под силу закончить войну

Также важный момент: проект предусматривает, что силовики (ВСУ, Нацгвардия, МВД, СБУ и ГПСУ) будут подчиняться единому оперативному штабу. Он, в свою очередь, будет подконтролен президенту, в чем его политические оппоненты из НФ усмотрели попытку залезть на их поле. «Это попытка президента расширить свое влияние - норма о том, что Нацгвардия подконтрольна президенту в зоне боевых действий, оспорима», - анонимно сказал «Вестям» нардеп из сферы влияния Авакова.

Отдельно указано, что за действия «местных властей» Украина ответственности не несет. Это сделано явно для того, чтобы украинцы с неподконтрольных территорий перестали подавать иски в ЕСПЧ - по словам политолога Руслана Бортника, сейчас накопилось уже порядка 4 тысяч таких исковых требований. Зато о миротворческой миссии в тексте ни слова (есть лишь нормы, призванные не допустить представителей РФ в составе этой миссии).

Духа Минска нет

В тексте есть упоминание о Минских соглашениях. Однако ни слова - о главном с точки зрения законодательства, Законе об особом порядке местного самоуправления в ОРДЛО. Именно его Рада драматично приняла в 2014 году параллельно с законом об амнистии. И его действие истекает 18 октября.

«Есть требование со стороны международных партнеров продлить его действие на год. Однако Народный Фронт пошел на принцип: нормы о его продлении не может быть в тексте «реинтеграции» или переходных положениях, голосовать за это нужно будет отдельно», - сказал «Вестям» один из нардепов от БПП.

«На деле, именно в законе-2014 содержится «буква и дух» Минских соглашений - там прямо прописано право на языковое самоопределение, контроль со стороны местных органов власти, проведение выборов. Теперь в «законе президента» этого не будет - и вопрос выхолащивается, - считает политолог Руслан Бортник. - Упоминание Минска в этом отношении - ритуальное».

Важнее всего то, что в законе «о самоуправлении» прописан механизм проведения выборов на Донбассе. «Не будет его - не будет и выборов, т. е. невозможно будет выполнить политическую часть соглашений», - сказал нам один из дипломатов, участвовавших в разработке проекта. «Поэтому мне неясно, о какой реинтеграции в принципе может идти речь - есть ощущение, что проект закона написан для отвода глаз, именно поэтому не было ни дискуссии с депутатским корпусом, ни общественностью, тем более, проживающей на неподконтрольной территории», - заключил Менендес.

Однако Банковой необходимо сделать хотя бы видимость продления «самоуправления» на год. «План Б» - внести его отдельно. «Будет вторым проектом подан. И, вроде, его презентацию должны провести параллельно «реинтеграции», - подтвердил нардеп Олег Петренко. - Сейчас речь идет о продлении порядка местного самоуправления сроком на один год».

Ранее "Вести" поинтересовались у жителей Донбасса, которые остались в зоне конфликта, как они относятся к перспективе возвращения региона в Украину.