Венгры и школы в шоке. Зачем Украина скандалит с Европой

Украинизация школ, которую предусматривает подписанный президентом закон об образовании, вызвала международный скандал и грозит нам потерять еще одного сторонника в ЕС — Венгрию. Руководство страны резко отреагировало на то, что дети не смогут учиться на родном языке в школах, и пригрозило наложением вето на любые шаги Украины на пути евроинтеграции.

Категоричны и в Румынии, которых также волнует языковой вопрос нацменьшинств в Украине. Директора же в венгерских и румынских школах Украины в полной растерянности — они просто не знают, где брать новых украинских преподавателей и куда теперь деваться старым.

С родителей просят по 20 тысяч грн за охрану в школах Киева

В школах — в растерянности

В новом законе об образовании говорится, что не на украинском дети могут учиться только в садиках и начальной школе. А вот в средней школе большинство предметов должно быть на государственном языке, а в старшей школе — только лишь на нем. Правда, есть расплывчатая формулировка, что, дескать, один или несколько предметов все же могут читаться на языке меньшинств.

«Вести» обзвонили несколько венгерских школ в Закарпатье и румынских — в Черновицкой области. Однако все директора и учителя отказывались обсуждать проблему языка. «Не знаю», «Не готов», «Не хочу озвучивать свое мнение», — примерно такими были их ответы.

Я сам из многодетной семьи и единственный, кто получил высшее образование. Ради этого мой отец в далекие послевоенные годы со своими односельчанами по камешку строил нашу венгерскую школу. Я и не представляю, как смогу пережить, если нашу школу сейчас закроют, для нас это настоящая трагедия

рассказал нам один из учителей венгерской школы в Ужгороде

«Многие венгры сейчас в растерянности, — объясняет «Вестям» ситуацию Йосип Резеш, глава департамента национальностей и религий Закарпатской ОГА, венгр по национальности. — Мы понимали, что закон принят, но мы не думали, что он так быстро будет подписан. Мы надеялись, что еще можно что-то изменить. В Закарпатье 70 школ с преподаванием на венгерском языке и 14 — на румынском. Есть одна школа с преподаванием на словацком. Но там давно уже перешли на украинский, поэтому у них проблемы нет. Теперь по новому закону и математику, и физику, и геометрию,и географию, и химию нужно преподавать на украинском языке. Грубо говоря, в каждую из 70 венгерских школ нужно минимум по пять украинских учителей — это 350 человек. Учитывая, что в основном это Береговский и Виноградовский районы, то откуда их взять,если тут живут одни венгры? Приглашать из соседних районов или даже областей, но где им жить? А что делать с венгерскими учителями, им куда теперь идти?» — говорит «Вестям» Резеш.

По словам Резеша, ситуацию с украинским языком нужно было решать по-другому, постепенно, начиная с садиков. «Венгры хотят знать украинский язык, поскольку живут тут, и хотят работать в том числе и в госорганах. Но нужно было разработать программу обучения малышей в садиках украинскому языку, чтобы в школу они уже шли, понимая, что им будут объяснять на уроках математики или физики. А так — что они сейчас поймут? Конечно, вырастет спрос на репетиторов, которые будут подтягивать детей по этим предметам и переучивать венгерских учителей», — говорит Резеш.

Откладывают визиты

В румынской и венгерской прессе сейчас также обсуждают новый закон об образовании в Украине. Высказывания достаточно жесткие: называют решение антиконституционным и говорят о насильственной ассимиляции Закарпатья.

Румынский президент Клаус Йоганнис даже перенес свой визит в Украину, запланированный на октябрь. «Меня очень, очень неприятно удивили события в украинском парламенте. Парламентарии, не уведомив партнеров, а мы являемся партнерами Украины, продвинули закон, который, на наш взгляд, противоречит добрым взаимным намерениям и резко ограничит доступ меньшинств к образованию на родном языке», — сказал Йоганнис и добавил, что отсрочка президентского визита является «чрезвычайно жестким» дипломатическим сигналом.

Бурно реагируют на закон и венгерские СМИ. И сразу после подписания закона правительство Венгрии решило блокировать все дальнейшие решения Евросоюза, направленные на сближение ЕС с Украиной. Об этом заявил во вторник министр иностранных дел Венгрии Петер Сиярто: «Венгрия будет блокировать любые инициативы, выгодные Украине, в международных организациях, особенно в ЕС».

Как звери в клетке. Родители в школах травят детей и назначают сепаратистами

В ответ министр образования Лилия Гриневич заявила, что страны, которые возмущаются новым законом, сами не имеют украинских школ. Так, по ее словам, в Румынии есть одна 8-летняя украинская школа, а в Венгрии нет ни одной, где бы велось преподавание полностью на украинском языке. Есть лишь несколько воскресных школ с трехлетним обучением.

Инвестиции венгров

В Закарпатье верят, что языковой скандал вскоре утихнет, а раздувают его. . . украинские политики. «Родители детей, которые учатся в венгерских школах, повозмущаются, как обычно по поводу чего-то нового, и успокоятся. А что касается политики на местном уровне, то, как ни странно, обращение к президенту ветировать закон инициировал местный БПП, который поддержали «Оппоблок» и «Відродження». Они просто хотят показать венгерским спонсорам, что они, мол, на стороне венгров, а все это придумывает Киев. Почему я говорю «венгерские спонсоры»? Потому что венгры с той стороны вкладывают в Закарпатье большие деньги, они инвестируют в бизнес, поддерживают венгерские школы. Никто этих денег терять не хочет», — считает закарпатский политолог Виктор Пащенко.

Кстати, в последний год венгры действительно крупно вложились в Украину. Так, весной все закарпатские венгры бурно обсуждали инициативу премьера Венгрии Орбана — раздать деньги на стартапы. Речь шла о сумме от €30 тыс. до €150 тыс. Закарпатцы срочно искали венгерские корни среди родственников и готовили бизнес-планы. Причем стартапами называли строительство бани и сауны, открытие салона красоты, ресторана, мастерской по производству мебели. И многие из них эти деньги все же получили, и терять их никто не хочет. Кроме того, по мнению Пащенко, грозные заявления венгерских политических лидеров, скорее, рассчитаны на собственный электорат.

У них много венгров не только в Закарпатье, но и в Румынии, Словакии. Они должны показать, что отстаивают их интересы, ведь в этом году в Венгрии предстоят выборы

политолог Виктор Пащенко

Потеряли партнера

Немного другого мнения придерживается политолог-международник Павел Рудяков. По его мнению, угрозы Венгрии вставлять палки в колеса в отношениях Украины и Европы реальны. «Венгрия не блефует. Например, мы сейчас инициируем ввод миротворцев на Донбассе. И нашу позицию, что Россия и Чечня против нас, поддерживают США. Но если Венгрия скажет: «Нет, это не так», то это обрушит нашу международную репутацию», — говорит Рудяков.

Главные подвохи школьной реформы, которую приняла Рада

По мнению политолога, мы и так в меньшинстве в Европе. «Голландия против нас, хотя она и против России. Польша от нас уже дистанцируется. Чехия — 50 на 50. А теперь еще и Венгрия. У нас был шанс попасть в союз «трехморья» — Венгрия, Польша, Чехия. Т. е. такой неформальный союз стран, расположенных на берегах Адриатики, Балтики и Черного морей. Но теперь мы потеряли поддержку Венгрии. Никто не просчитал последствия такого закона. Все понимали, что эта статья направлена против русского языка, но в результате пострадали венгры, румыны. Ни Климкин, ни Гриневич не смогли проявить мудрость и просто ввели президента в заблуждение. Уверяли, что Венгрия нам не указ, но оказалось, что указ. Теперь из этой ситуации нужно выходить. На уровне государства это сделать уже сложно, потому что нужно было решать проблему в эти дни, пока закон не был подписан», — говорит Рудяков.

Теперь нужно предпринимать меры на региональном уровне, диалог должны вести местные политики, нужно вносить изменения именно для региона. Например, делать исключения для Берегово и Виноградово — мест компактного проживания венгров

политолог-международник Павел Рудяков

Во вторник, 26 сентября, министр образования Лилия Гриневич, которая ранее и слышать ни о чем не хотела, уже заявила, что готова вместе с Советом Европы проработать учебные планы для школ. «Мы сохраним часть преподавания на венгерском языке. Дети будут учить венгерский язык, но при этом — изучать и украинский язык. Никто никаких школ закрывать не будет», — заявила Гриневич.

Ранее "Вести" сообщали о том, что родители возмутились критериями, по которым ученикам снижают баллы, возмушение также вызвало наличие в учебниках заданий о Тине Кароль.

На днях стало известно, что в 2018 году из предметов ВНО исключили русский язык.