"Лагерь был обречен". Из-за кого в Одессе дети медленно задыхались при пожаре

В Одессе уже нашли первых виновных в трагедии в детском лагере. За решеткой оказались 23-летняя воспитательница, которую считают ответственной за пожарную безопасность, и директор лагеря. А вот те, кто осваивал огромные бюджетные деньги на неработающей пожарной сигнализации, пока в стороне.

"Подписала, потому что приказали"

Напомним, пожар в муниципальном лагере «Виктория» начался в ночь на 16 сентября. В 5-м корпусе, по словам очевидцев, загорелась комната художественного руководителя ансамбля «Адель», воспитанники которого и отдыхали тут. Деревянный корпус вспыхнул как спичка, дети оказались в огненной ловушке еще и из-за того, что некоторые комнаты были закрыты.

Детям пришлось выпрыгивать в окна, а ребята постарше выводили, рискуя жизнью, младших. Три девочки погибли или пропали без вести, как пока официально считается. Смерть ребенка признали только в семье 9-летней Насти Кулинич, другие родители еще надеются, что беда их обошла стороной.

Трагедии, возможно, удалось бы избежать, если бы сработала пожарная сигнализация, на которую потратили 11 млн из городского бюджета. Она оказалась отключенной. Мэр Одессы Геннадий Труханов, который весной вместе с президентом Порошенко торжественно открывал реконструированный лагерь, демонстративно дистанцируется от ситуации, утверждая, что ничего не знал о неработающей сигнализации.

Киевский районный суд отправил в СИЗО директора лагеря Петроса Саркисяна, а также 23-летнюю старшую воспитательницу Наталью Янчик, которая отвечала за пожарную безопасность. Органы досудебного расследования установили, что 23 июня 2017 года на территории лагеря была проведена проверка. По результатам директор получил предписание, что необходимо принять меры по пожарной безопасности, но недостатки исправлены не были. Более того, с компанией «Укртехбезпека», которая устанавливала пожарную сигнализацию, был разорван договор.

Перед пожаром отключили сигнализацию. Кто виноват и как замнут трагедию в Одессе

Сестра Натальи Янчик, Виктория, сказала «Вестям», что она там была на заработках. «Ее явно подставили», — говорит Виктория. Тем более Наталья - сирота. Сама Наталья, которая во время задержания потеряла сознание, а очнулась в психоневрологической лечебнице из-за острой реакции на стресс, на суде говорила, что в лагере была трудоустроена формально, детьми не занималась, а приказ о назначении на должность ответственного за пожарную безопасность подписала, потому что ей так приказали.

Уверяет, что в ночь пожара ее вообще не было в городе, она собиралась уволиться, однако заявление не написала и так уехала. На что судья заявила: «Нужно было думать и не подписывать, а заявление об увольнении официально зарегистрировать».

Также выяснилось, что деревянные домики, в которых жили дети, и вовсе не были приняты на баланс. Каким образом в таком случае в лагере отдыхали дети, а сам объект даже открывал президент, непонятно.

"Сигнал шел в никуда"

Пожарный, который прибыл на место трагедии в составе бригады спасателей и 25 лет вытаскивает людей из огня, на правах анонимности рассказал «Вестям», что здание лагеря было обречено. «Если бы обработка дерева была сделана, как положено, то в месте замыкания электричества максимум бы дерево обуглилось. На весь корпус на обработку ушло бы 1000 грн максимум. Договор на обслуживание противопожарной системы у лагеря закончился еще в июле, а новый не заключили», — сказал «Вестям» пожарный.

Сигнал о пожаре просто шел в никуда, пока дети медленно задыхались в угарном газе. Ведь поступает сигнал не на пульт пожарной части, а в частную компанию, которая сразу же переадресовывает его пожарным. Лагерь муниципальный, то есть ответственность за все эти договора несет городская власть Одессы

пожарный

Путь откатов

Бывший директор известного лагеря «Артек» Борис Новожилов рассказал «Вестям», что пожарная безопасность — это глобальная проблема всех детских лагерей в Украине. «Единственное неуязвимое место в детском отдыхе — это энтузиазм тех, кто там работает. А все остальное — санитарная ситуация, пожарная безопасность, травматизм — только копни, а масштабы замалчиваются. Там, где есть бюджетные деньги, там сплошное воровство. Суммы выделяются не просто так, тут все оговаривается — и откаты, и конкретные подрядчики, которые будут выполнять работу. Поэтому директор лагеря — и заложник, и соучастник. Отказался бы делать, назначили бы другого. А согласился — значит, вся ответственность на нем», — рассказал Борис Новожилов.

"Девочек там забыли": почему не спасли детей от пожара в Одессе

«Мне самому приходилось быть свидетелем того, как сначала высокие чиновники или политики выделяли деньги на что-то, а потом звонили и уточняли, кто именно должен эту работу выполнить. Теперь директор должен дать показания, кто давал ему деньги, кто и сколько получал откатов, пусть начинает все рассказывать. Да и на 11 миллионов можно было десять лагерей оборудовать сигнализацией. А вот воспитательница не виновата — чтобы отвечать за пожарную безопасность, она должна была пройти специальное обучение. Так что ее действительно подставили», — сказал «Вестям» Новожилов.

Кстати, реконструкцию «Виктории» постоянно сопровождали скандалы. Напомним, с лета прошлого года полиция области ведет дело о подделке документов для участия в тендере.

Следователи установили, что компания «ЮГ-Укрстрой» и ее единственный конкурент «Монолит»подали аналогичные документы и «внесли в официальные документы заведомо ложные сведения». При этом отмечалось, что руководители обеих компаний ведут совместный бизнес — арендуют канатную дорогу и владеют пляжем в Одессе.