Срез недели: НАБУ отдают в жертву США, а демократы бьют Порошенко по больным точкам

Среди внутриполитических событий недели весьма заметен удар Банковой по антикоррупционному активисту Виталию Шабунину и открытие производства ГПУ против борцов с коррупцией из НАБУ. Чуть позже в дело включилась СБУ, начав "работу" по деятельности журналистских организаций (речь об "Агентстве журналистских расследований"), которые де-факто являются ответвлением антикоррупционных органов и также ведут свою деятельность на гранты от американских и европейских структур.

Как делать дела, чтобы не сесть. Уроки от Насирова, Саакашвили и Супрун

Второй фронт для Банковой

Это может быть как открытием второго фронта президентом против условно либеральной части постмайданного общества, цель которого – отсечение плюрализма мнений и подавление грантовых организаций, так и маневры, связанные со Штатами.

Руководителю "Центра противодействия коррупции" Виталию Шабунину 16 августа вручили подозрение в умышленном избиении журналиста Всеволода Филимоненко. Инцидент имел место 8 июня, когда Шабунин направлялся в военкомат (его вызвали для "актуализации данных" – он имеет белый билет, но до этого ему не без скандала вручили повестку). Филимоненко подошел к Шабунину и якобы спросил, почему тот не хочет служить в АТО. По словам Шабунина, далее тот обидел его коллегу Устинову – и за это получил в лицо. Филимоненко уточнил: мол, Шабунин обвинил его в "некорректном расследовании".

Факт удара в лицо подтверждают оба – что и стало поводом для преследования Шабунина. Первоначальная статья "нанесение телесных повреждений журналисту во время выполнения им законной профессиональной деятельности" переквалифицировалась в "умышленное средней тяжести телесное повреждение" (максимальная санкция – 3 года лишения свободы).

В "деле Шабунина" сменили квалификацию

Об открытии дела против НАБУ за вмешательство в выборы США стало известно 16 августа. Формальный повод – разглашение детективами НАБУ данных досудебного следствия по делу "амбарной книги" Партии регионов (что, в свою очередь, было расценено как вмешательство Украины в выборы президента США в 2016-м, поскольку в отставку пришлось уйти фигуранту этой самой книги, Полу Манафорту, возглавлявшему штаб кандидата Трампа). В роли торпеды на сей раз выступил внефракционный нардеп Андрей Деркач. Он обратился в ГПУ с просьбой "проверить информацию" о возможном вмешательстве НАБУ в выборы, он же вывесил ответ ГПУ в Фейсбуке.

Наконец, к игре подключилась и СБУ, начав проверки обстоятельств уплаты налогов "Агентством журналистских расследований" – это региональная грантовая организация, которая занимается раскрытием коррупционных фактов на местах. Показательный момент: то, что гранты приходят из США, СБУ не остановило – там заговорили о "многочисленных случаях", когда ФСБ работает "под прикрытием общественных организаций Западной Европы и США". То есть грантоедов де-факто приравняли к "агентам Кремля".

Шабунина грозятся посадить на 5 лет за одну маленькую публичную потасовку с "провокатором"

Все события взаимосвязаны, однако имеют разновекторные цели. Если ситуацию с Шабуниным и журналистами-расследователями можно отнести к "гримасам режима" и попыткам сделать беспринципных антикоррупционеров сговорчивее, то дело по НАБУ имеет чисто внешнеполитические цели. Тем самым НАБУ отдают в "ритуальную жертву" Дональду Трампу, не забывшему об участии Киева в кампании на стороне Клинтон (тут Банковая как бы выводит себя за скобки, показывая "истинных виновников", а также предлагая США сменить руководство НАБУ). Впрочем, тут важно не перестараться, и за "сносом" главы НАБУ Артема Сытника не "убить" саму структуру – под нее уже выделены и продолжают выделяться большие средства, которые еще можно осваивать. Да и США не согласятся: украинская коррупция стала международным "брендом" и, конечно, вызывает раздражение в Вашингтоне.

Итог ракетного скандала

Шуму наделала и публикация в издании Нью Йорк Таймс, в которой журналисты фактически привели тезисы эксперта Майкла Эллемана. Он упомянул, что на прошедших испытаниях ракетах Hwasong-14 стоят двигатели РД-250, ранее выпускавшиеся на "Южмаше", но переработанные: одна камера сгорания вместо двух. Вывод — КНДР получила помощь, причем не только техдокументацией или экспертами, но и, скорее всего, самими двигателями. Далее Эллеман сообщает, что участие могла принять Россия (РД-250 разрабатывались на "Энергомаше") или Украина. Причем эксперт подчеркнул: это лишь версия. "Южное" — один из возможных вариантов, есть и другие в России. Не думаю, что украинское правительство одобряло. . . Наоборот, Украина арестовала северных корейцев в 2012-м", — написал позже Эллеман в Twitter.

Порошенко решил проверить сообщения о передаче КНДР ракетных двигателей

Киев попытался локализовать скандал: секретарь Совбеза Александр Турчинов опроверг возможность сделки, "Южмаш" отметил, что "факты не соответствуют действительности".

На деле заметка может быть не более, чем "приветом" Петру Порошенко от ушедших функционеров Демпартии США – на фоне сближения Киева с нынешней администрацией Дональда Трампа. Не исключено, что речь идет о чисто денежных интересах: у вице-президента США Джозефа Байдена был бизнес по газодобыче в Украине (его сын, Хантер Байден, входит в совет директоров компании "Бурисма Холдинг", имеющей 25 лицензий на добычу углеводородов в основных газонефтяных бассейнах Украины).

Украина может стать жертвой: к чему приведет война советников Трампа

Скандальную публикацию быстро забыли бы, но ее снова подняли в "топ" 16 августа, когда российские пранкеры Вован и Лексус смогли дозвониться до директора "Южмаша" Сергея Войта (якобы от имени секретаря СНБО Александра Турчинова): Войт заявил пранкерам, что якобы его конструкторское бюро работает с Кореей более 14 лет, и "слабым звеном" может стать именно КБ "Южное". После того, как аудиозапись разговора появилась в сети, в "Южмаше" заявили, что гендиректор компании Сергей Войт, которого разыграли пранкеры, говорил с ними о сотрудничестве с Южной Кореей, которое продолжается уже много лет, а не о КНДР. Что отвечает действительности – но скандальности ситуации это, тем не менее, не снимает.