Сбить человека стоит 10 тысяч грн, сесть пьяным за руль – $600

В новой полиции, как и прежде, берут взятки, разница лишь в том, что расценки выросли. Сами стражи порядка объясняют это низкими зарплатами и необходимостью за свой счет покупать скрепки и ремонтировать авто.

За пьяную езду — 600 долларов

Так, буквально вчера сотрудники СБУ задержали на взятке следователя волынской полиции. Он с подельником, бывшим экспертом-криминалистом, брали деньги с подозреваемых в организации незаконного игорного бизнеса. За $5–8 тыс. помогали выдавать фиктивные результаты экспертизы, что позволяло со временем закрыть дело против «бизнесменов». Силовиков взяли с поличным — при получении 130 тыс. грн.

Когда полиция бессильна. Кто в Киеве теперь расследует квартирные кражи и угоны

Что интересно, еще полтора года назад на подобном поймали полицейского Деснянского района Киева. Но тогда закрыть глаза на незаконный игорный бизнес начальник отделения по расследованию преступлений в сфере служебной деятельности деснянской полиции хотел 25 тыс. грн. То есть всего за полтора года сумма взятки выросла почти в пять раз.

Но оказалось, что подобное происходит практически по всей стране. По словам водителя Андрея из Киева, взятки на дороге только за последние пару лет выросли втрое. «Раньше за езду в нетрезвом виде брали $200, сейчас просят $600. Да, официальная сумма штрафа за это правонарушение тоже выросла, тем более еще неизвестно, чем закончится суд и на какое время он постановит забрать права. Поэтому многие, кого поймали нетрезвым за рулем, соглашаются платить такие деньги. У меня знакомый в полиции работает, он тоже в шоке. Говорит, что брали, но не столько. А в этому году его коллеги совсем обнаглели», — признается Андрей.

Подайте на BMW. Как СБУ бросает украинцев в тюрьмы за игрушки

Мы посмотрели сообщения департамента полиции внутренней безопасности и Реестр судебных решений. Судя по опубликованным там суммам, взятки действительно выросли. Причем в некоторых случаях — в разы (см. инфографику).

За что берут

Еще одна интересная деталь: деньги полицейские берут за все. В апреле был задержан замначальника Сиховского отделения полиции Львова. Он брал 500 грн с каждой торговой точки за невмешательство в работу предпринимателей. По 10 тыс. грн в месяц сбивал с досрочно освобожденных полицейский в Одесской области. За эту сумму лейтенант закрывал глаза на то, где живут и чем занимаются вышедшие на свободу. В Запорожье 15 тыс. грн взял следователь с виновника ДТП, который сбил человека.

Под Харьковом у полицейских оказался прейскурант повыше: за то, что водитель сбежал с места аварии, с него потребовали $500 и 11 тыс. грн. В Днепре начальник следствия сначала фабриковал дела, а потом сбивал с бизнесменов за их закрытие деньги. Попался на предпринимателях, которых обвинил в производстве наркотиков, а потом попросил у них $5 тыс. за то, что не даст делу ход. А в июне этого года в Киеве поймали полицейского из управления по борьбе с преступлениями, связанными с торговлей людьми. Он захотел $15 тыс. — за беспрепятственное оформление вида на жительство иностранцам, деньги потребовал от одной из общественных организаций.

А переквалификация преступления в менее тяжкое теперь стартует от $2500. Такой информацией пополнился багаж знаний у жителя Одессы, который в мае 2017 года во время ссоры из травматического пистолета нанес легкие повреждения оппоненту. Старший группы следователей Суворовского отдела полиции безосновательно квалифицировал преступление по более тяжкой статье (вместо максимум двух лет ограничения воли стрелку грозило от трех до семи лет тюрьмы). А чтобы смягчить статью, потребовал у мужчины $2500.

Гоп-стоп в погонах: как после обысков силовиков украинцы остаются без денег и телефонов

«Депутатское» ценообразование

В департаменте внутренней безопасности полиции говорят, что пойманные на взятках копы объясняют свои поступки социальной и бытовой неустроенностью, желанием «жить лучше», финансовыми проблемами. «Изредка встречаются и такие объяснения, как «хотел как лучше для задержанного» и другие», — добавляют в департаменте.

Директор по научному развитию Центра политико-правовых реформ Николай Хавронюк говорит, что попадаются на взятках в основном старые кадры. «Новых набрали только в патрульную полицию. И там взяток практически нет либо очень редкие случаи. В других подразделениях служат те же самые милиционеры, только прошедшие переаттестацию», — говорит Хавронюк.

Директор Центра исследования правоохранительной деятельности Олег Мартыненко говорит, что при «ценообразовании» взяток полицейские отталкиваются от «прайсов», какие выставляют за свои услуги депутаты разных уровней, но берут при этом чуть меньше. «Но опять же взятка взятке рознь. Если самому полицейскому нужно откупиться от кого-то, то он смотрит, сколько просят с него. Опять же никуда не делись «служебные» потребности полицейских: у них по-прежнему есть необходимость в финансировании канцелярки, ремонте и заправке служебных автомобилей. Со времен старой милиции ничего не изменилось. В лучшем случае материально-техническое обеспечение финансируется процентов на сорок», — говорит «Вестям» Олег Мартыненко.

Скажи мне, кто твой советник. Как "герои" дел об убийствах и разбоях стали правой рукой Авакова

Бытует мнение, что удерживать от взяток полицию, по крайней мере патрульных, должна высокая зарплата, а также повсеместно внедряемые системы «электронной демократии». «Да, зарплату чуть-чуть подняли, но свои 10 тыс. грн полицейские не получают — в лучшем случае 7 тыс. грн. Также борьбе с коррупцией препятствует бюрократия самой антикоррупционной системы. Она не дает гражданину эффективно жаловаться на полицию. На практике легче откупиться от полиции, чем пытаться доказать свою правоту», — отметил Олег Мартыненко. Как пример эксперт приводит Польшу — страну с похожим на Украину постсоветским прошлым, где побороли массовое взяточничество в правоохранительных органах.

Они реформировали одновременно судебную и полицейскую системы, приняли на вооружение немецкую систему подготовки полицейских, вывели из системы полиции ИВС. А главное — дали сотрудникам соцпакет (высокую пенсию, льготы при обучении детей в вузах, льготы на долгосрочный кредит), который невыгодно потерять, если полицейский попадется на взятке

Олег Мартыненко

В МВД говорят, что каждый выявленный случай коррупции тщательно расследуется, а в целом сейчас ситуация со взятками стабилизировалась. «Когда мы начали реформу, в 2015–2016 годах был всплеск по выявленным взяточникам. Те, кто брал, понимали, что их скоро уволят, а потому старались «заработать» как можно больше. Сейчас ситуация стабилизировалась. К нам приходят новые люди, и мы надеемся, что через несколько лет поборем эту проблему», — сказал «Вестям» советник главы МВД Иван Варченко.