"Дети вылезают через окна и просят есть". Как под Житомиром у язычников отбирали детей

На днях в Житомире завершилась резонансная история с семьей родноверов, у которых сельские власти отобрали троих детей. «Вести» вместе с общественными активистами наблюдали за тем, как происходило долгожданное воссоединение семьи, и разбирались, кто прав и кто виноват в сложившейся ситуации.

Как все случилось

Около месяца назад постановлением главы Тетеревской сельрады Житомирской области Валентины Ильницкой, у семьи родноверов Елены Батеньковой и Дмитрия Шевелюка из села Буки отобрали детей: 11-летнюю Богдану, 6-летнюю Ангелину и 4-летнего Льва. Их поместили в областной центр социально-психологической реабилитации для детей «Солнечный дом» на четыре месяца. Причиной, как указано в распоряжении, стала «постоянная угроза их жизни и здоровью».

Семья язычников поселилась в Буках пять лет назад, и с тех пор, жалуются местные жители, голодные дети стучатся к ним в дома и просят есть. Именно это, как рассказывала Ильницкая журналистам, и вынудило ее пойти на беспрецедентный шаг и забрать детей.

Золотое дно. Кому в Киеве бесплатно достаются трусы по 800 грн и планшеты Apple

«Мама сказала, что детей в детсад не сдаст, потому что их там неправильно кормят, у них особое питание, хотя старшая девочка приходит в школу, чтобы наесться там. Я ей дала шанс на четыре месяца, чтобы она исправилась. Мы живем в обществе и должны воспитывать так, как общество диктует, а не так, как мама хочет», — говорила глава сельрады.

Валентина Ильницкая и ее скандальное распряжение. Фото: "Вести"

Под особым образом жизни имеется в виду то, что семья исповедует культуру язычников-родноверов, в питании придерживается вегетарианства. Детям не дают мяса, яиц, молока, а только овощи, зелень, фрукты, редко — бездрожжевой хлеб, еще реже — шоколад. Дмитрий-Светозар — 40-летний военный пенсионер, занимается целительством и йогой. 39-летняя Елена-Светозара имеет красный диплом педагога, но по специальности не работает, а мастерит обереги и воспитывает троих детей. Пара считает: сельские власти своим поступком хотят показать им, что инакомыслия на своей территории не допустят.

Два суда в один день

Детей забрали без решения суда, и в понедельник в 16:30 житомирский суд должен был либо придать законности распоряжению Ильницкой, либо отменить его. Однако рано утром этот же суд рассмотрел встречный иск отца детей Дмитрия Шевелюка к Тетеревской сельраде и признал распоряжение Ильницкой «незаконным актом правового индивидуального действия». А детей постановил вернуть родителям.

"Я тебя по стенке размажу". Почему учителям, которые бьют детей, нет наказания

В ожидании исполнения вердикта суда перед «Солнечным домом» в Житомире собралась толпа общественных активистов, журналистов и просто людей, которые решили поддержать семью родноверов. Решение адвокат привезла еще в обед, но детей отдавать не спешили.

«Я, как человек, который находится на госслужбе, не могу действовать без письменного указания из вышестоящей организации о том, что я имею право вернуть детей родителям. Я жду разрешения из областной службы по делам детей», — пояснила директор центра Валентина Синько.

Тем временем в палисаднике, под окнами центра, с утра сидели измученные родители и бабушка детей Анна Васильевна. Она очень переживает за дочь: «Я так хотела оградить от всего этого дочь, ведь ей волноваться нельзя. . . » То, что Светозаре нельзя волноваться — факт, который уже не скрывает льняное платье с красивым орнаментом: женщина ждет четвертого ребенка. Впрочем, сама она не только держалась молодцом, но и успокаивала других: «Пожалуйста, даже не думайте, что нам могут сегодня не отдать детей. Мысли у всех здесь, — повела она рукой вокруг себя, — должны быть светлыми, должен быть только позитивный настрой. И так мы победим».

Не естественный отбор. Украинских детей принимают в школу после тестов на китайском

«Кто-то хорошо заплатил за решение»

Руководитель социальной службы по делам детей Тетеревской сельской рады Мария Присяжнюк задержку с возвращением детей в семью «Вестям» объясняет так: «Я считаю, что кто-то хорошо заплатил за это решение, оно неправомерное». Спрашиваем: за что сельрада решила забрать детей?

«Эти дети под угрозой ежедневно, — отвечает чиновница. — Мы имеем претензии не к тому, что они сыроеды, а к тому, что родители уклоняются от исполнения родительских обязанностей. К нам стали очень часто поступать жалобы от соседей, сельского старосты о том, что родители закрывают детей в доме без наблюдения взрослых. Сами ходят в фитнес-центр, йогой занимаются. А дети вылезают через окна, ходят по улицам и просят есть, просят денег».

Спрашиваем: есть ли медицинские выводы о том, что образ жизни и воспитание Батеньковых пагубно сказываются на их детях? Но Присяжнюк отвечает, что детей никто не обследовал: мол, у них нет медкарточек и прививок, и тут же спешит закончить разговор, прячась за дверьми ближайшего кабинета.

Богдана, Ангелина и Лев радуются, что, наконец, будут ночевать дома. Фото: "Вести"

«Ура! Мы будем спать дома!»

Понимая, что без распоряжения областной службы по делам детей малышей не отпустят, часть активистов едут туда. Представители общественных организаций набиваются в кабинет замначальника облслужбы Натальи Пилипчук. Но Наталья Сергеевна всю ответственность за произошедшее перекладывает на представителей Тетеревской сельрады: мол, «мы детей от родителей не забирали и в центр не определяли, а значит, и забрать их оттуда не можем». Впрочем, в распоряжении «Вестей» есть документ, где четко указано, что детей в ЦСПР направляла именно областная служба.

По возвращении в «Солнечный дом» активистов ожидал «сюрприз» в виде представителей Тетеревской сельрады. Они прибыли туда едва ли не в полном составе, народ взял их в плотное кольцо, чтобы поинтересоваться: почему же они все-таки воюют с семьей Батеньковых-Шевелюков.

"Парень с крестом улыбнулся, а с кроватей на меня смотрели мужчины постарше"

В итоге длительной перепалки староста признал, что, может быть, они и правда «погорячились» с этой семьей и акт, возможно, был составлен при обстоятельствах, которые не совсем соответствуют закону. Все завершилось ближе к 20:00, когда в «Солнечный дом» все же приехала представительница областной службы по делам детей и подписала разрешение на то, чтобы родителям отдали детей.

Светозара и Дмитрий выводили детей из центра под дружные аплодисменты. Все пятеро выглядели счастливыми. «Ура! Мы будем спать дома!» — ответила на вопрос о том, что сейчас чувствует, Ангелина. Семья поблагодарила всех, кто помог им выиграть в этой нелегкой борьбе первый раунд. Уставшие, но довольные они погрузили детские вещи в машину и уехали в родные Буки.

Кто ответит

Ответит ли кто-то за эту странную ситуацию? Нарушений, которые допустили должностные лица в этом деле, у адвоката семьи Виктории Кашаповой собралась целая папка.

«Принятие решения об изъятии детей из семьи сельрадой, согласно постановлению Кабмина №896, возможно лишь в том случае, когда выявлена непосредственная опасность для жизни и здоровья детей, — говорит Кашапова. — Но данных, которые подтвердили бы то, что дети находились в опасной ситуации, нет. Более того, на момент принятия этого решения старшая дочь Богдана находилась на курортно-санаторном лечении. Председатель сельрады об этом не могла не знать, ведь это она выдавала ей путевку. Так что же, орган опеки и попечительства принес угрозу для жизни и здоровья этому ребенку или как понимать их действия?»

Как живут в Киеве люди-невидимки

Показывает адвокат и документальные подтверждения того, что местные власти намеренно «фабриковали» дело. В частности, акт обследования условий проживания семьи, где сотрудница Тетеревской службы по делам детей Наталья Изнаирская указывает, что «у детей есть отдельная комната для занятий», отдельные кровати, игрушки, книги. А спустя некоторое время опекунский совет заслушал показания Изнаирской и в протоколе заседания указал, что у детей «нет книг и игрушек».

Опираясь на указанные нарушения, адвокат обратилась в суд о возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц Тетеревской сельрады. «12 июля 2017 года Богунский районный суд обязал Житомирский райотдел полиции начать досудебное расследование по поводу того, что работники Тетеревской сельрады в июне этого года самоуправно забрали у Батеньковой ее трех малолетних детей».

А суд 31 июля так и не состоялся. Заседание перенесено на 25 сентября. И если местные чиновники не сумеют доказать, что пребывание детей с родителями опасно для их жизни и здоровья, то им придется ответить за неправомерные действия.

Сажать за веганство

В мире тоже были прецеденты, когда у веганов забирали детей. В частности, в Италии в прошлом году власти лишили родительских прав мать и отца мальчика, которого держали на строгой веганской диете. В больницу 14-месячного малыша привезли шокированные бабушка и дедушка. Мальчик весил всего 5 кг. Врачи заключили, что ребенок крайне истощен, а уровень кальция и белка у него в крови «минимально достаточный для выживания».

Сейчас в Италии разрабатывается законопроект, согласно которому родителей, подсаживающих детей на веганскую диету (без мяса, молока и любых продуктов животного происхождения), могут посадить в тюрьму минимум на четыре года.