В восьмую неделю по Пятидесятнице Святая Церковь вспоминает Евангельское чтение о насыщении пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами.
С проповедью в этот день к читателям "Вестей" обратился настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.
"По религиозным убеждениям": УПЦ официально выступила против ID-паспортов
Притча о пяти хлебахИ, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.
Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.
Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.
Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.
Он сказал: принесите их Мне сюда.
И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.
И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.
И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.
Мф. , 58 зач. , XIV, 14 – 22.
Как Иисус накормил 5000 человек"Сотворенное Господом великое чудо имеет некий оттенок грусти. Давайте разберем почему", – призвал митрополит Павел.
Он пояснил: "Господь, видя множество людей, приходит к ним, как любящий отец к своим детям и, видя их страдания душевные и недуги телесные, Он исцеляет их, причем заметьте, Он даже не спрашивает их о вере. Он видит, что все они преодолели долгий путь, чтобы встретиться с Ним и даже голод не служил им помехой в поисках Спасителя. Он долго беседует с ними о Царстве Небесном".
Украинцам объяснили, как разбогатеть на всю жизнь
Но, поговорив о духовном, Господь не хочет их отпускать голодными.
"И обратите внимание на высочайшую мудрость Учителя, Он не говорит "Я напитаю" или "Я дам". Обращаясь к апостолам Он говорит "Вы дайте им есть". Вот мы должны эту фразу запомнить, что мы всякий раз должны дать хотя бы то, что имеем в данный момент.
Всегда, когда у нас что-либо просят, у нас закрадываются мысли: а, может, он и недостоин, чтобы ему подать, а, может, и не очень нужно ему…Но Господь не разбирая достоинств каждого – всех одинаково угостил", – подчеркнул Владыка Павел.
И естественно, что среди такого множества людей, были разные и те, кто были преданы Ему, и кто пришел из любопытства. Возможно, были и те, которые позднее будут кричать "распни". Но Господь одинаково добр и к злым, и к добрым. И заповедает нам быть такими.
"Иногда возникает вопрос, что нет средств, самому не хватает… А что было у апостолов? У апостолов нет такой суммы, чтобы купить еды на такое количество людей, да и нет близко селения, где можно было бы что-то купить. И Господь спрашивает: "Сколько у вас есть хлеба?". И у апостолов имеется только пять хлебов и две рыбы. Здесь как бы подтекстом читается скрытый смысл, просьба Господа к апостолам – отдать все, что есть. Тем самым Господь обращается и к нам, чтобы мы, зная о голоде, нищете живущих рядом с нами людей, отдали, что есть, а дальше будет Господь проявлять Свои чудесные милости. У нас сегодня весьма много благополучных людей, хотелось бы, чтобы они помнили, что вся нищета и убогость – это результат их благополучия, удобства и одновременно их отказ поделится", – подчеркнул настоятель лавры.
Митрополит Павел рассказал, как правильно благодарить Бога
И как далее сказано в Евангелии: место было пустынное, но Господь вне времени, вне местонахождения, Он питает всю Вселенную. Повелевая рассадить людей на траве, Он берет в Свои руки пять хлебов и две рыбы и, воззрев на небо, благословил и, преломив, дал хлебы и рыбы.
"Взирая на Небо, Христос показывает, что Он послан Отцом Небесным и равен Ему, тем самым подтверждая, что Он послан Отцом и в напутствие нам, что прежде чем приступать к трапезе, мы должны воздать благодарение Тому, Кто нам эту пищу дает – Богу. Умножение хлебов началось в руках Спасителя, а затем продолжилось в руках апостолов. Таким дивным образом пять тысяч человек, кроме женщин и детей – ели и насытились. Господь оправдывает Свое обетование: "Ищите прежде Царствия Божьего и правды Его, и это все приложится вам". И если до этих пор Он творил чудеса над одним-двумя больными, то теперь Он творит всеобщее благодеяние, чтобы народ сам увидел этот дар", – отметил митрополит.
Мы видим также умеренность в еде Его учеников, у которых с собою было так мало еды, на двенадцать человек пять хлебов и две рыбы, из чего следует, что они мало заботились о плотском. "Мы должны об этом помнить и, имея у себя даже самую малость, поделиться с нуждающимся, чтобы Господь потом воздал нам по делам нашим", – подчеркнул Владыка Павел.
После окончания трапезы осталось еще двенадцать полных коробов – получается по коробу на каждого апостола, чтобы они, как послужившие чуду, и сами вкусили от этой необычной трапезы.
Яблоку негде упасть: в Киеве отслужили молебен ко Дню Крещения Руси
Господь попускает ощутить чувство голода и, таким образом накормив всех, Он показывает Свое могущество над Вселенной. Ведь Господь мог бы и без хлеба утолить голод, но тогда бы не увидели присутствующие Его Божественной силы и власти.
Интересен тот факт, что осталось трапезы больше, чем было вначале.
В этом проявляется Любовь Господняя, которая не истощается, а, изливаясь на нас, грешных, богатеет и приумножается. И дает нам понять, что чем больше мы будем благотворить окружающим нас, тем более будут умножаться наши средства к благодеянию.Владыка Павел
История про 5 хлебов и 2 рыбки: какой урок для себя мы должны из нее извлечь"Услышанное сегодняшнее Евангелие учит нас быть преданными и благодарными Богу, потому что мы всегда находимся в поисках земных благ и забываем о небесных. И не понимаем, что для земного благоденствия нам крайне необходима помощь Господа. Все свершается только по воле Господней! Нам необходимо не только научиться просить у Бога, но и благодарить Его за великие милости. А вместе с этим необходимо научиться с терпением переносить все тяготы, смиренно осознавать свою греховность и со слезами покаяния просить Господнего прощения. Если будем выполнять хоть самое малое, мы увидим, насколько велик Божий дар и насколько он чудесен. И тогда мы преисполнимся великой благодарности Богу и будем искать правды Божией и Царства Божия уже здесь на земле", – подчеркнул митрополит Павел.
Крестный ход в Киеве. Фоторепортаж "Вестей"
Но, в самом начале повествования, мы говорили, что это чудо имеет оттенок грусти. Почему?
"Об этом сказано уже далее в Евангелии, где Господь, оставшись только с учениками, будет говорить, что Его ищут не потому, что верят в Него как в Мессию, а потому, что ели хлеб и насытились. И хотят продолжения этого чуда. Но Господь желает, чтобы, видя такие чудесные примеры, мы приближались к Нему сердцем своим, менялись внутренне, исполняли Завет Христов, а не требовали постоянных чудес. Мы сами способны своим вниманием и поддержкой с помощью Господней сотворить чудо", – отметил настоятель лавры.
В заключение он напомнил читателям "Вестей" слова митрополита Антония Сурожского: "…И если бы мы оглянулись вокруг себя – не куда-то в заморские края, а просто вокруг себя – на нужды людей, которые голодны, которые бездомны, которые лишены прав, или просто на соседа, на ближнего, который временами так одинок, нуждается в поддержке, нуждается в дружбе, в солидарности, мы начали бы выполнять этот Завет Христа. Но не станем обманываться – не добрым словом, не ласковым жестом мы его выполним. Христос сказал: "Отдайте все, что у вас есть". А нам, принимая, может быть, в учет малость нашей веры, узость и жесткость наших сердец, Он скажет: "Дайте то, что в вашей жизни лишнее, ненужное, но вдумайтесь правдиво, что такое излишек, что вы тратите на себя, даже не получая от этого ни радости, ни удовольствия, ни выгоды". Отдайте это, а потом предоставьте Богу восполнить ваш дар и сделать остальное. Это суд Божий надо мной. И это тоже призыв, с которым Бог обращается к каждому из вас".
Почему надо ценить свои болезни и радоваться им
Какой рыбой накормил ИисусТиляпия с соусом
В заключение отметим, что многие миряне интересуются вопросом: "Какой рыбой накормил Иисус 5000 человек?"
В Библии говорится, что речь идет о рыбе из обетованных вод озера Кинерет (еще его называют Тавериадское озеро или Галилейское море). Именно там, согласно Иоанну 21;1-14, рыбаки, что были учениками Христа, получили щедрый улов, когда, воскреснув из мертвых, Христос указал им, куда закинуть сеть. Эти воды богаты на галилейскую тиляпию. Впрочем, тиляпия водится во многих пресных и соленых водоемах практически всех континентов.
Ранее "Вести" писали о том, почему свинья грязное животное в религии. Об этом говорилось в проповеди Владыки Павла на 21-ю неделю по Пятидесятнице.