Боты на службе политиков: как Аваков и Саакашвили любовь за деньги покупают

На днях неожиданно вскрылся факт, что Петр Порошенко в «свободное от работы время» активничает в соцсетях под фейковыми аккаунтами. А чуть ранее на использовании ботов для наращивания популярности своих постов попался нардеп Евгений Дейдей. «Вести» разобрались, кто и как из политиков эксплуатирует поддельные странички в соцсетях и сколько это стоит.

США в курсе. Гройсман и Яценюк начали отсчет последних дней президентства Порошенко

Как заявил дипломат Роман Безсмертный, Петр Порошенко постоянно читает некоторых людей в соцсетях, причем он «заходит в друзья под разными именами». «Он комментирует, но от чужого имени, иногда заводит дискуссии», — сказал Безсмертный. Эта новость мгновенно стала предметом шуток — многие поспешили высказаться: мол, президент занимается «порохоботством» именно с их аккаунта.

Звездный час Дейдея

А вот нардеп Евгений Дейдей чужими аккаунтами не прикрывается, однако активно их использует. После весьма странного ранения, полученного им 14 июля в Авдеевке (Минобороны официально заявило, что в тот день в том районе обстрелов не было), пользователи обратили внимание, что количество лайков под его свежими постами в «Фейсбуке» резко выросло — до 1–2 тыс. под каждой записью. Хотя еще в мае среднее число реакций колебалось в пределах 600–800, а в апреле вообще редко превышало 300 лайков.

Это натолкнуло наблюдателей на мысль о накрутке лайков. Когда проверили, оказалось, что только 20–30 «сердечек» и «пальцев вверх» были от реальных людей, остальные лайки поставили некие Jack Offermen, Ali Abdel-Meguid и Fco Javier Castillón Lanau и тому подобные личности, у которых на страницах нет даже фотографий.

Как рассказали нам эксперты, такие аккаунты, как правило, принадлежат ботам — несуществующим персонажам, которыми управляют за деньги. Другие признаки бота — отсутствие друзей (как правило, их не более 5–20), незаполненный профиль и пустая страница (максимум 1–2 репоста). «Более продвинутый вариант бота — аккаунт с девушкой модельной внешности на аватарке (фото оказывается краденым), который активно добавляется в друзья к публичным людям. В профиле они указывают местом работы какой-то банк или даже гос­учреждения», — рассказал нам СММ-менеджер Сергей Петренко.

Большие ставки России. Зачем Захарченко придумал "Малороссию" Ботоводство по-депутатски

Мы посмотрели страницы и других украинских политиков, посты которых набирают от 1000 лайков. Например, у Арсена Авакова, Семена Семенченко такие пользователи оставляют каждый 20–30-й лайк. А вот у Михаила Саакашвили (лидер по подписчикам в украинском «Фейсбуке» — 937 тыс. ) — «пустые страницы» среди лайкающих практически у каждого десятого.

Отметим, что у не менее одиозного политика Антона Геращенко посты в среднем набирают 300–400 лайков, а у популярных лидеров мнений Михаила Чаплыги и Юрия Романенко среднее количество лайков около 200–300. Подавляющее большинство реакций — от реальных людей.

На накрутки лайков у политиков все обратили внимание еще в феврале 2016 года. Тогда, как писали «Вести», нововведение в «Фейсбуке» — замена стандартного скупого лайка на реакции «рассмешило», «огорчило», «разгневало», «удивило» — в буквальном смысле сломало накрутки лайков у Арсена Авакова, нардепов Сергея Лещенко, Виталия Чепиноги. Пока программисты перенастраивали ботов, вместо привычных полутора тысяч одобрений посты политиков «почему-то» набирали максимум 200–300.

Специалисты по продвижению в соцсетях говорят, что большинство политиков заказывают лайки на специальных «биржах» (их услуги широко рекламируются в интернете, накручивают лайки и в «Фейсбуке», и в «Инстаграмме», и в «Твиттере»), а ставят их живые люди, но с фейковых страниц.

«Есть много сервисов, которые нагоняют ботов для поведенческих факторов — для лайков, репостов, добавлений в друзья. За небольшие деньги люди делают любые действия. В большинстве случаев для этого используются специально созданные фейковые страницы. Конечно, есть и специальные программы для накрутки, но их мало кто использует — роботы соцсетей их сразу блокируют. При этом, конечно же, нельзя утверждать, что везде, где много лайков, этого добиваются накрутками. У некоторых блогеров и без того немало поклонников», — объясняет «Вестям» харьковский специалист по SMM Алексей Пономарь.

Нет золота, нет партии. Из-за чего спонсоры поставили крест на Саакашвили и Садовом

Также эксперты рассказывают, что SMM-специалисты, делающие накрутки, есть практически у всех топовых политиков. «Кто-то сам пишет посты, у кого-то страницы ведут специально обученные люди. Они и прибегают к различным методикам — бесплатной или платной рекламе (в частности, на правах рекламы иногда публикуются и посты даже Петра Порошенко. — Авт. ). Иногда бывает, что страницу бота трудно отличить от оригинальной. Это называется «аккаунт для общественного постинга». То есть создают правдоподобный фейк, в друзья добавляют ему людей, живущих в Киеве или, к примеру, симпатизирующих какому-то движению. А потом через эту страницу прицельно разгоняют новости или используют их для комментариев лайков. Стоимость лайка под постом — 15–20 копеек, комментария — от 50 копеек до 1 гривни», — на правах анонимности рассказал «Вестям» один из киевских специалистов по продвижению в соцсетях.

За накрутку 1000 участников берут около 500 грн. «Говорить, что это дорого — относительно. За несколько месяцев страницу можно сделать популярной, и реальные люди станут заходить и подписываться на нее сами. Это важно для людей, которые только становятся известными и боятся «потеряться» среди однофамильцев.

Одновременно можно заказывать написание комментариев под постами. Но эта услуга стоит дороже — аккаунтов для этого нужно много, плюс они должны выглядеть максимально настоящими. Ведь велика вероятность, что их кто-то проверит», — рассказывает эксперт по накруткам Владислав.

"Это была месть". Активистка Femen рассказала "Вестям", зачем в Украину возвращаются голые протесты

Накручивают рейтинги на кликфермах Китая

Активно используют ботов и за рубежом, как правило, для коммерческой раскрутки. К примеру, на днях в интернет-магазине Amazon за сутки с 350 000-го места на первые позиции взлетела книга Dragonsoul от малоизвестного автора, сравнявшись с лидером продаж, книгой «Гарри Поттер и философский камень» Джоан Роулинг. Читатели, поверившие рейтингу, остались разочарованы: мол, «привлекла обложка, но все это оказалось аферой».

Как выяснилось, рейтинг накрутили с помощью китайских кликферм (на фото). Сначала книгу выставили в разделе Kindle Unlimited (бесплатное скачивание для владельцев электронных книг Kindle), а накрутив рейтинг с помощью ботов, поместили ее в платный раздел, тем самым заставив поверить читателей в то, что перед ними бестселлер.