Атака на "Вести": Любое СМИ Украины можно привязать к политическому деятелю и закрыть

В понедельник, 17 июля, как мы и обещали, вышел свежий номер газеты «Вести». Напомним, военный прокурор Анатолий Матиос, лично руководивший беспрецедентными обысками в редакции «Вестей», заявил, что последний номер нашего издания был в ту самую пятницу.

Напомним, к нам пришли днем несколько сотен автоматчиков, оцепив квартал вокруг бизнес-центра «Гулливер» и выведя бронетехнику. Сотрудники Нацполиции и военной прокуратуры 16 часов удерживали журналистов в заложниках, роясь в их телефонах и периодически угрожая.

"Мы не сломлены": главред "Вестей" рассказала, почему обыск в редакции был не последним Нарушения при обыске

Юристы считают: во время обыска были нарушены права журналистов. Во-первых, их физически заблокировали на 16 часов в одном из офисных помещений, что лишило возможности выполнять свои профессиональные обязанности. Из-за этого бесперебойную работу, например, сайта vesti-ukr. com обеспечивал только один редактор. Обыски также серьезно повлияли на работу Радио Вести, которое вещало в прямом эфире, а журналистам запретили озвучивать в эфире детали происходящего в редакции, оказывая психологическое давление.

«Мы предупредили силовиков, что прерывание эфира — нарушение лицензионного условия, — рассказывает руководитель производственного отдела Радио Вести Андрей Пятницкий. — Они зашли в редакцию и вывели часть сотрудников. Нас предупредили, чтобы мы не выдавали в эфир детали обыска. Мы долго согласовывали формулировки, которые смогли бы озвучить ведущие».

И, наконец, в частную жизнь журналистов было вмешательство силовиков. «Они изучали переписку во всех мессенджерах, листали личные фотографии и удаляли их по своему усмотрению», — говорят журналисты.

Причины давления

«Вести» уже обратились за поддержкой в международные правовые организации и международные профессиональные, в частности, в Международную федерацию журналистов, Европейскую федерацию журналистов, Европарламент. . . Реакция мира уже есть.

"Крышевали" бордели и помогали "злочинной владе". Кто приходил в "Вести" с автоматами

«Когда военный прокурор посылает элитные военные силы с пулеметами для рейда в офис радиостанции и обыскивает мобильные телефоны журналистов, контакты и текстовые сообщения, для этого может быть только одна интерпретация: это попытка запугивания и серьезная угроза свободы прессы, — прокомментировал из Парижа исполнительный директор Committee to Protect Journalists (Международный комитет защиты журналистов) Джоэл Саймон. — Мы призываем власти Украины прекратить преследование журналистов и перестать препятствовать их коммуникации со своими источниками».

А австрийское издание Der Standard связывает воедино несколько звеньев цепи. Год назад был убит ведущий Радио Вести Павел Шеремет, в начале 2017-го у Радио Вести забирают лицензию на вещание в Киеве и Харькове, три недели назад бывший генеральный директор холдинга Игорь Гужва, а сегодня главред интернет-издания strana. ua, был арестован по обвинению в вымогательстве, а теперь — и обыски в холдинге «Вести». Иностранные журналисты уверены: все это — давление на свободу слова. А потому не исключено, что обыски завтра пройдут в любом другом СМИ, которое пишет честно, а не по указке властей.

"Маски-шоу" в крупнейшем медиа-холдинге Украины

«Обыски у журналистов, под какое бы дело их не подвязывали, это ничто иное, как наступление на свободу слова, — говорит нардеп и член парламентского комитета по свободе слова Юрий Павленко. — Попытка привязать «Вести» к одному из бывших министров — это желание уничтожить СМИ, которое не нравится власти. Любое украинское СМИ можно привязать к коммерческому предприятию или политическому деятелю и под этим предлогом закрыть его». В подтверждение своих слов он напомнил о недавних попытках давления на различные СМИ: отказ продлевать лицензию для Радио Вести, уголовное преследование главреда сайта «Страна», поджог телеканала «Интер», обвинения в сторону каналов «NewsONE» и «112».

«Давление идет на оппозиционные СМИ, которые дают альтернативную точку зрения», — резюмировал Павленко. Естественно, представители власти так не считают, даже в том же комитете по вопросам свободы слова. «Журналистов, насколько я знаю, задело по касательной, приходили в банк», — заявил член президентской фракции Григорий Шверк, проигнорировав наш рассказ о 16 часах, досмотре личных вещей и запугивании. Любопытно, что в пятницу еще один депутат от БПП Сергей Каплин был более откровенен. «Аваков хочет влиять на редакционную политику «Вестей», вот вам и причина обысков», — говорил он.

Союз журналистов вступился за «Вести»

Глава НСЖУ возмущен тем, что происходит с «Вестями». «Я считаю важным моментом, насколько оправданна демонстрация силы от правоохранительных органов, проводя свои действия в офисном помещении «Гулливер», и особенно в помещении медиахолдинга «Вести» — ньюс-румах редакции газеты и радио, — говорит глава НСЖУ Сергей Томиленко. — Нас волнует, насколько необходимо присутствие автоматчиков в редакциях».

Неудобные "Вести": какие наши статьи власти хотели бы никогда не видеть

Томиленко отметил, что на сегодняшний день отсутствуют какие-то судебные решения, которые подтверждали бы незаконные действия непосредственно журналистов «Вестей» — и радио, и газеты. «Если таких решений нет, то журналисты этих изданий имеют право на свою профессиональную деятельность. Если это право нарушено, это противозаконно», — сказал глава НСЖУ.