Зачем Киеву на самом деле конец АТО и как США провернет сделку по Украине

Завершение АТО и «эффективная технология защиты», обещанные секретарем СНБО Александром Турчиновым и поддержанные президентом, означают внедрение военного положения на Донбассе.

Процесс решили запустить именно сейчас из-за предстоящего визита Петра Порошенко в Вашингтон для встречи с Дональдом Трампом, где ему как минимум предложат перезагрузить политическую ситуацию в Киеве. И как максимум — визировать новую геополитическую сделку.

Что изменится в Украине

Хорошие новости: АТО в Украине, возможно, остались считанные недели. Плохие — в том, что война, де-факто полыхающая на востоке три года, продолжится, и сроки ее окончания отдаляются. По словам нардепа от БПП Ивана Винника, закон, о котором говорили Турчинов и Порошенко, предусматривает введение военного положения на «оккупированных территориях Донбасса» и их «дальнейшее освобождение» (причем сначала именно освобождение, и уже потом — реинтеграция). Идет спор, оставить ли термин «военное положение» или назвать по-другому (в частности, рассматривают «войну защиты»).

Параллельно в Раде, как уже писали вчера «Вести», зарегистрирован проект закона о мобилизации, который объединяет все нюансы, связанные с этим процессом, и одновременно его упрощает.

Подробно Приговор к долгой войне, или Зачем Украине мобилизация

А Генштаб объявил мобилизацию офицеров. «Будет предложена новая правовая модель, которая будет сочетать военный и политический инструментарий, что расширит права военно-гражданских администраций», — пояснил политолог Владимир Фесенко. В кулуарах утверждают, что режим расширят на всю прифронтовую зону (сейчас военно-гражданские администрации «захватывают» только полосу в 50–70 км от линии разграничения).

Зачем? Волонтер Юрий Асеев утверждает, что в рамках АТО почти отсутствует контроль над ВСУ, что создает немало юридических вопросов. «Патриоты в 2014-м удержали агрессию, но потом ряды ВСУ и МВД пополнили откровенные мародеры — количество инцидентов исчисляется тысячами», — сообщил он.

Военный комендант прифронтовой Красногоровки Олег Ливанчук уточнил «Вестям»: новый закон упрочнит власть военных на местах. «Где руководство военное, все четко: приняли решение — реализовали. А где выборные органы — раздрай, — сказал он. — В случае военного положения ужесточится контроль над перемещением людей в вечернее время, запретят продажу алкоголя. Ну и выборы нельзя будет проводить».

"Никто не согласен разделяться стеной с Донбассом". Интервью "Вестей" с комендантом Красногоровки

"Надо на выборы"

Именно этот пункт — запрет выборов по всей стране, если военное положение объявлено хотя бы на части, — для АП определяющий. «На следующей неделе Петр Порошенко едет в Вашингтон. И что он там услышит? — «Дорогой друг, надо идти на выборы». И что для нынешних руководителей значит потеря власти? Турчинов первым же садится за потерю Крыма. Яценюк — за тарифы и угробленную экономику. Аваков — за войну. Поэтому сценарий с откладыванием выборов из-за военного положения для них единственно приемлемый, это их предохранитель», — считает нардеп Сергей Каплин. Еще аспект: от смены вывесок выиграют олигархи, в частности, Ринат Ахметов. «Централизация позволит ему выгодней балансировать между «ЛДНР» и Украиной, несмотря на «национализацию» предприятий», — пояснил политолог Вадим Карасев.

"Война подарила этой власти столько козырей, что в АП руководителям ЛДНР должны зарплату платить"

Официально визит Порошенко в США еще не подтвержден. «Власть никогда не упускала возможности похвастать достижениями на американском направлении, а сейчас факт визита «слили» через экспертов ради безопасности, чтобы потом иметь возможность официально опровергнуть, если что-то не срастется, — считает дипломат Богдан Яременко.

По данным «Вестей», изначально планировали организовать встречу на полях саммита G20 7–8 июля. «От нее ждали установления дружеских отношений», — сказал «Вестям» осведомленный источник.

«Если Порошенко таки едет в Вашингтон, назревает решение конфликта: безрезультатно такие встречи не проходят, — считает Карасев. — Минск заморожен, Нормандский формат ничего не дает, возможно, встречи (Трампа с Порошенко и Путиным. — Авт. ) станут предвестниками большой сделки между Украиной и Россией под гарантии США, которые тем самым покажут Европе, кто в мире дипломат №1». Условия сделки пока неизвестны.

Однако в среду госсекретарь США Рекс Тиллерсон высказал предположение, что Киев и Москва могут заключить новую договоренность, не включающую Минск. «Мне не хочется быть прикованным наручниками к Минску, если окажется, что возможно другое соглашение», — заявил он. Важное замечание: Тиллерсон произнес это перед Палатой представителей, члены которой хотят ужесточить санкции против Москвы (а ранее на неделе сенаторы ужесточили санкции).

Копеечная коммуналка и зарплата: как Донецк живет три года с войной

«Санкционный вопрос — тест для Трампа, против которого идет расследование о его якобы связях с Россией. Если ветирует, снова будут звучать обвинения о дружбе с Кремлем. А подпишет — ухудшит отношения, что не на руку Белому дому, который хочет договариваться с Москвой по Сирии», — объяснил «Вестям» политический аналитик из США Митч Дворкин.

Контуры Минска

В чем может быть суть договоренности? В словах Тиллерсона просматривается один из вариантов: Минск отменяется, РФ уходит с Донбасса, но лишь при условии признания Крыма (или снятия вопроса с мировой повестки) и отмене санкций. Политолог-международник Павел Рудяков, впрочем, считает любые сделки по Украине невозможными. «Договоренность уже наработана, и это очевидно — есть и проекты решений, которые можно положить на стол переговоров. Но Украина — лишь маленький вопрос в глобальной политике. Мы можем быть лишь частью сделки», — убежден Рудяков.

Революционных сдвигов «официальный» Киев не ждет. По словам нардепа от БПП Борислава Розенблата, Минск останется, по крайней мере, до конца года. «Альтернативы Минску пока нет: европейские партнеры на нем настаивают, да и если пойдем в наступление, и против нас будет вся военная машина РФ. У нас нет современного летального оружия», — подтвердил «Вестям» Розенблат. «Да и сама РФ от Минска не откажется. Значит, новую форму урегулирования придумать не удастся, можно только точнее выписать даты в рамках Минска», — полагает Фесенко.