Александр Фельдман: Язык мой - не враг, а друг...

Стране грозят энергетическая катастрофа и остановка экспортоориентированных предприятий, дорожают продукты и проезд в общественном транспорте, растут тарифы на жизненно важные услуги, а мои коллеги-депутаты озаботились проблемой языка, финансированием из бюджета армии "языковых инспекторов", популяризацией доносов за "неиспользование государственного языка".

Гениально придумано, чтобы отвлечь народ от реальных бед и угроз нашей страны!

Языковая истерия (другими словами не скажешь) нагнетается в СМИ.

Авторов языковых законопроектов приглашают на теле- и радиоэфиры, в которых гражданам внушается, что даже бытовой разговор на русском языке должен быть осужден как "язык агрессора". Слушаю их и вспоминаю пьесу Николая Кулиша "Мина Мазайло", которая вновь идет на сцене Харьковского театра имени Тараса Шевченко. Читайте классику, господа! Почти сто лет прошло, а суть мещанского мировоззрения и способы заставлять людей отказываться от родного языка и культуры все те же. Только теперь "Мазенины" будут срочно "переписывать" себя в "Мазайло"?

Пламенные борцы за языковую сегрегацию, видимо, забыли 2014 год - первые месяцы после Революции достоинства, когда они же заполняли эфир лозунгами "Украина - единая", объявляли День русского языка во Львове и День украинского языка в Харькове, наводя мосты между регионами, утверждая идеи демократии и единства. Это дало нам повод с гордостью говорить в любой аудитории: "Проблемы с употреблением языков в стране не существует!"

А теперь в неистовой борьбе с русским языком (ведь законодательные инициативы направлены, прежде всего, против него) даже решили не обращать внимания на то, что новые языковые инициативы ударят также и по представителям других национальностей, которые живут в Украине: венграм, словакам, гагаузам, болгарам.

Ко мне, как к президенту Ассоциации национально-культурных объединений Украины, представляющего интересы нескольких сотен общественных организаций, с тревогой обращаются члены ассоциации с просьбой не рассматривать эти законопроекты. Они обеспокоены ростом конфликтности в украинском обществе и призывают политические силы к максимально корректному обращению в отношении тех людей, для которых украинский язык в силу разных причин не является родным, но которые, говоря на разных языках, отстаивают суверенитет и целостность своей Родины - Украины, работающих на ее благо и платящих налоги.

Признание единства в нашем многообразии является лучшей гарантией согласия и гражданской безопасности в нашей стране. Любая дискриминация по языковому признаку не соответствует европейским ценностям.

Языковые инициативы парламентариев Украины уже вызвали беспокойство в Совете Европы, а также в ряде парламентов стран - наших западных соседей.

Считаю, что региональные статусы языков меньшинств, гарантированные соответствующей Европейской хартией, ни в коем случае нельзя отменять. Тем более, что все социологические опросы свидетельствуют: "языковой вопрос" никогда не был приоритетным для граждан Украины, а появляется он в нашей политике, когда намеренно раскручивается извне.

Создается впечатление, что кто-то специально вносит дополнительный раскол в общество, поддерживая силы, ориентированные не сколько на поиск плодотворного гражданского консенсуса, как на жесткое продвижение непопулярной в народе националистической системы ценностей.

Возникает вопрос: тогда в чьих интересах, господа, вы вносите эти законопроекты? Не является ли это провокацией именно сейчас, когда на востоке страны идет война, когда падает экономика? С какой целью вы начали раскручивать фактор нестабильности? Для чего? Для того, чтобы еще больше разъединить народ, раздуть атмосферу подозрительности там, где ее нет и не должно быть?

Неужели вы не понимаете, что среди других глобальных причин также через легитимизацию радикализма мы потеряли Крым и получили конфликт на Донбассе, который стоил нам человеческих жертв и несет угрозу целостности Украины? Но мы всегда гордились, что Украина - одна из немногих стран бывшего Советского Союза, которая сохранила спокойствие в раскаленной до предела атмосфере межнациональных войн конца 80-90-х годов.

Меня спросят: неужели народный депутат Александр Фельдман выступает против государственного языка?

Вовсе нет! Народный депутат Александр Фельдман выступает против насилия государственной машины над людьми, против разделения граждан единого государства по языковому признаку.

Все эти "языковые инспекторы", запреты, декреты об обязательном употреблении, чего бы это ни стоило, штрафы - родом из тоталитарных обществ, пропагандируют это люди с тоталитарным мышлением.

Развивать украинский язык, расширять сферу его применения следует совсем другими способами. Почему, например, вместо штрафов за русский не предложить премии за использование украинского?

Скажем, издательство, которое стало лидером продаж книг на украинском языке, получает грант. Предприниматель, который оформил всю документацию своей частной фирмы на украинском языке, - получил преференции. Обслуживаешь клиентов в супермаркете на государственном языке - получаешь налоговый бонус, который можешь вложить в производство собственной продуктовой или промтоварной линейки.

И патриотический энтузиазм никто не отменял: можно просто призвать народ с парламентской трибуны: "Давайте общаться на украинском!" И даже поддержать такую программу из бюджета: разработать смайлы, дизайнерские постеры, значки, логотипы и тому подобное. Кафе, получившее больше таких смайликов от посетителей, имеет право на бесплатные рекламные лайтбоксы в городе. Много денег на это не потребуется (уж точно, гораздо меньше, чем на языковых инспекторов с конторами и офисами), а народ такие инициативы с удовольствием поддержит. Люди устали от негатива. Почему бы популяризацию и развитие государственного языка не делать с позитивом?