29 января – какой сегодня праздник: почему не стоит бояться чужого мнения

Это воскресенье называется неделей о Закхее.

О празднике читателям "Вестей" рассказал настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

История Закхея

Господь, проповедуя в деревнях, селах и городах, отправился к Иерихону. И один человек по имени Закхей, маленький ростом сборщик податей, захотел увидеть Господа. Но он был не просто сборщик податей (мытарь), а начальник мытарей, весьма обеспеченный человек. Собирая подати, он большую часть оставлял себе, при этом обирая народ.

Читайте также Как правильно крестить ребенка и креститься взрослому

"Да, у него было богатство, уважение во властных кругах, но люди не любили мытарей. Он приблизительно догадывался, где будет идти Господь, поскольку слышал с толпы "Обетованный Пророк, Сын Давидов идет…" и народ встречал Его как Мессию. Но он знал, что, будучи невысокого роста, ему сложно будет увидеть Христа, прикоснуться к Нему. Подойдя к месту шествия Христа, он хочет увидеть Христа, но перед ним стоит толпа людей - стоит стена его грехов, потому что каждый человек несет в себе отпечаток злобы, корысти. Прорывается Закхей к Христу, но ничего не может поделать. Так и мы часто остаемся совершенно беспомощными перед своими мелкими грехами, привычками, которые побеждают нас и не дают увидеть Божественный Свет. Даже когда мы видим, что рядом проходит Христос, мы ничего не можем поделать, чтобы отвлечься от своих страстей, пристрастий и подойти к Нему", - рассказал митрополит Павел.

Он решил забраться на дерево, с которого мог бы рассмотреть хоть на какое-то мгновение Спасителя, проходящего под этим деревом, чтобы не мешали ему толпившиеся люди. Будучи маленького роста и, видимо, неуклюже взбираясь на дерево, он вызывает смех и глумление толпы: в него начинают бросать камнями, но в данный момент ему безразлична реакция толпы – главное для него увидеть Господа.

Читайте также Обрезание Господне: история и смысл праздника

"Часто мы в нашей будничной жизни, помышляя поступить праведно по совести, задаем себе вопросы: "А что про меня подумают? А что скажут окружающие? А как я буду выглядеть в глазах друзей или близких?". И задавая подобные вопросы, мы начинаем идти ложным путем – от Христа. Законы мира жестоки, но Господь дает нам свободу и право быть самим собой, но вот это и есть самое сложное для нас. Представить, что все увидят нас такими, какие мы есть – страшно, нам и самим неприятно смотреть внутрь себя и на исповеди жутко неудобно каяться в грехах, стыдно перед Господом. Но как только человек начинает думать, как увидеть Христа, отбрасывает все условности, Господь смотрит на него", - отметил Владыка.

Так случилось и с Закхеем, когда Христос приблизился к дереву, поднял свой взор к небу и сказал: "Закхее, слезь. Несть Мне подобает в твоем дому быть".

"Конечно, удивительный момент жизни, Он поднял голову и не только увидел человека, но и назвал его по имени. Складывается впечатление, что Спаситель проделал такой длительный и тяжелый путь, чтобы посетить дом этого грешника. Но Господь увидел человека, который захотел прозреть, подобно, как в притче о слепом, который хотел видеть, Закхей также хочет увидеть. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Господь Сердцеведец видел доброе, раскаявшееся сердце в Закхее, поэтому и являет для всех остальных людей, ожесточенных сердцем, обращение к раскаявшемуся грешнику. Он указывает что нужно всегда желать увидеть Господа. И высота дерева – это духовный подъем из грязи греховности и тех обстоятельств, в которых мы живем", - пояснил митрополит.

Читайте также Митрополит Павел рассказал, как впустить Бога в своей сердце

Когда Господь посетил его дом, Закхей в полном раскаянии и восторге сказал: "Господи, пол-имения отдам нищим, если кого обидел возвращу четверицею". Сборщики податей для римской империи завышали цену на те или иные услуги, поднимали планку платы, поэтому Закхей и сказал: "Отдам пол-имения нищим", он знал, что обидел многих. "А если кого обидел – возвращу четверицею", то есть за одну взятую плату согласен отдать четыре платы, за ту милость которую Господь сотворил для него, посетив его дом.

"Это глубокое покаяние очень важно, потому что он преодолел собственную гордыню, сокрушил грех и смиренно согласился быть грешником, над которым смеются, но только с Христом. Он осознал, что именно к нему пришел Господь. Господь указывает, как мы должны относиться к нашим послушаниям, как мы должны помнить, что Господь все знает и дает возможность нам раскаяться. Эта притча показывает нам, что Господь ищет и идет к каждому из нас. Для каждого из нас он преодолевает тяжелейший путь, чтобы дальше пойти вместе с нами. А для того, чтобы подняться как Закхей на дерево, нам необходимо через наше смирение возвыситься над толпой страстей, искушений, мнений, не заботясь о том, что скажут люди, а думая о том, чтобы увидел нас Господь Иисус Христос. И тогда Господь придет в наш Иерихон, и найдет нас, как нашел Закхея", - подчеркнул Владыка Павел.

Подписывайтесь на самые свежие и актуальные новости на канале "Вестей" в Telegram.