Предновогодняя гонка по магазинам, большая елка на Крещатике, массовые гулянья, детские утренники - со всеми этими традициями Киев знаком еще с конца XIX века. Вначале вся эта праздничная суета носила религиозный смысл и была приурочена к Рождеству. А в советское время власти не только перенесли дату праздника – с 25 декабря на 1 января, - но и сделали этот праздник светским.
Его основные атрибуты окончательно оформились в 1960-х годах, и потом два десятка лет подряд киевляне, как и прочие жители Страны Советов, ежегодно разыгрывали один и тот же сценарий: сначала погоня за деликатесами, затем уютный домашний праздник, а после него – массовые гулянья для взрослых и утренники для малышей. Эта традиция самого незаполитизированного праздника в советском круговороте торжественных дат с легкостью пережила и людей, ее породивших, и сам СССР.
Старорежимное дерево
Изначально для киевлян и других украинцев, живших на территории Российской империи, елка была символом Рождества. Традицию украшать хвойное дерево на просторы огромной страны занесло из Германии вместе с прусской принцессой Шарлоттой, ставшей женой императора Николая I. В 1817 году для нее украсили ель в Петербурге.
Во второй половине XIX века традиция стала повсеместной, причем из семейной она быстро превратилась в общественную и даже благотворительную. Именно в таком виде елка впервые появилась и в Киеве.
Традицию украшать хвойное дерево на просторы огромной страны занесло из Германии вместе с прусской принцессой Шарлоттой, ставшей женой императора Николая I"На третий день праздника Рождества Христова, 27 декабря, высочайше утвержденным киевским обществом для помощи бедным будет устроена в зале Киевской городской думы на Крещатике елка в пользу детей, опекаемых этим обществом, – писала газета Киевлянин 12 декабря 1878 года. – Цена билета для детей 50 коп., для взрослых – 1 руб. На каждый детский билет будет подарок".
С тех пор Крещатик стал центром подготовки к рождественским праздникам. Во многочисленных магазинах на этой улице можно было приобрести подарки на любой вкус, а на елочных базарах, проводившихся тут же, – хвойные деревья. "Во многих дворах на Крещатике производится продажа елок, а также целые леса елок замечаются на площадях, – отмечалось в Киевлянине за 23 декабря 1902 года. – Цены на них сравнительно невысокие".
На том же Крещатике располагались и магазины с елочными украшениями отечественного и зарубежного производства. Причем торговали они довольно изысканным товаром. Например, в начале XX века в моду вошли игрушки из так называемого дрезденского картонажа – фигурки птиц и зверей, составленные из двух половинок блестящего выпуклого картона. Довольно тонкой работы были и игрушки из ваты, накрученной на проволоку, раскрашенные и посыпанной блестками, – ангелы, херувимы, дети, моряки, клоуны. А вот традиционные ныне стеклянные шары с тонкими стенками тогда только научились делать, и поэтому стоили они очень дорого.
Довольно тонкой работы были и игрушки из ваты, накрученной на проволоку, раскрашенные и посыпанной блестками, – ангелы, херувимы, дети,моряки, клоуныСо второй половины XIX века в Киеве начали проводить детские рождественские представления, героями которых становились лесные звери, Дед Мороз, Снегурочка, Снежинки, образы Старого и Нового года. Подобные праздники проводили во всех воспитательных и учебных заведениях и в других общественных местах.
На звание главной елки Киева в то время, по словам Ольги Друг, заведующей отделом Музея истории Киева, претендовали два дерева. Первое устанавливали в Дворянском собрании на Крещатике – это здание не сохранилось. Вторая ель красовалась в Купеческом собрании – здании, где сегодня располагается филармония. Именно вокруг нее устраивали самое большое детское рождественское представление.
Одно из таких меоприятий, на котором дерево украшали уже не обычные свечи, а электрические лампочки, рекламировал в декабре 1910 года Киевлянин. "Устроено будет шествие всех детей с флагами и в костюмах разных народов, – писало это ежедневное издание. – В шествии примут участие Снегурочка, Дед Мороз, Баба-яга и другие. Дети прочтут стихотворения и басни".
Новый смысл
С установлением в Украине советской власти рождественские традиции оказались классово чуждыми, и с ними стали бороться. Началось все с календарной реформы в январе 1918 года, вводившей григорианский стиль, как и в других странах.
Православная церковь следовать ему не захотела, продолжая отмечать Рождество по старому, юлианскому календарю. И день 25 декабря – дата традиционного празднования – пришелся на 7 января по новому стилю. В итоге возникла путаница. А вслед за реформой календаря последовала антирелигиозная кампания, высмеивавшая традиции церковных праздников.
Со второй половины XIXвека в Киеве начали проводить детские рождественские представления, героями которых становились лесные звери, Дед Мороз, Снегурочка, Снежинки, образы Старого и Нового года.Однако рядовые граждане, несмотря на политику атеизма, продолжали праздновать в семейном кругу Рождество. Поэтому в 1928 году власти, неудовлетворенные нежеланием людей избавится от "религиозных пережитков прошлого", начинают новый, более жесткий этап борьбы с религией. В результате продажа елок оказывается под запретом, из магазинов исчезает и вся рождественская мишура.
Взамен религиозного праздника власть стала проводить для школьников и молодежи различные военно-спортивные игры. А взрослым предложили проводить рождественские дни на антирелигиозных лекциях и самодеятельных сценических постановках о революции.
Однако все эти попытки искоренить традицию и заменить Деда Мороза пролетарскими лекторами и физкультурниками, растянувшиеся на восемь лет, провалились. И за четыре дня до наступления 1936 года кремлевские правители решили реабилитировать старый праздник. Что послужило причиной такого решения, точно не известно. Но оно вписывается в общую стратегию середины 1930-х годов по пересмотру дореволюционного наследия и "взятию на вооружение" тех его моментов, которые могли пригодиться советской власти в воспитательной и образовательной работе.
Бывшее рождественское дерево возродилось в новом статусе – советской новогодней елки, главной составляющей праздника. Уже в канун 1937 года этот день отметили с большим размахом – в Кремлевском дворце нарядили огромную ель и провели грандиозное торжество.
Взамен религиозного праздника власть стала проводить для школьников и молодежи различные военно-спортивные игрыИнициативу подхватили по всей стране, причем праздники устраивали на любых подходящих площадках – в клубах предприятий, школах, детсадах. Зачастую организаторы при их проведении использовали дореволюционные сценарии.
Вернулась и традиция украшения елки, что заставило советскую промышленность вспомнить навыки изготовления соответствующих игрушек. Хитом стали безделушки из прессованной ваты, причем к традиционным фруктово-звериным сюжетам и Деду Морозу добавились герои сказок – Красная Шапочка, Доктор Айболит, Кот в Сапогах, а также советские актуальные мотивы - фигурки дирижаблей с надписью СССР, самолеты, парашютисты, полярники, пограничники с собаками, красноармейцы, пионеры.
Впрочем, в те времена покупные игрушки были редкостью. Советские люди чаще украшали елки тем, что делали своими руками из бумаги, ваты или картона. "То что-то вырежем, то слепим, то из чего-то еще сотворим, – вспоминает довоенное детство киевлянка Зинаида Сотникова. – То яблочки маленькие завернем и повесим на елку, то конфеты".
Бывшее рождественское дерево возродилось в новом статусе – советской новогодней елки, главной составляющей праздникаВойна ненадолго прервала эту традицию, но уже первый послевоенный год страна встретила торжествами. Вновь волна праздника прокатилась от Москвы до самых до окраин.
"Родители установили в комнате с балконом небольшую красивую сосенку, украсили ее игрушками и самодельной гирляндой из автомобильных электрических лампочек, не имевших цоколя, – вспоминал о подготовке своей семьи к празднованию наступления 1946 года Дмитрий Малаков, замдиректора Музея истории Киева, в своей книге Киев. Война. Немцы. – Игрушки были еще довоенные, в частности штампованные из картона посеребренные или позолоченные звери и птицы, ватные, посыпанные блестками куклы, яблочки и мандаринки, раскрашенные стеклянные шары, сделанные из отбракованных электрических лампочек".
Советское значит привычное
В послевоенное время традиция празднования Нового года обрастает новыми деталями. Тем более что в конце 1947 года 1 января сделали выходным днем. Причем только им одним советские люди не ограничивались, растягивая череду застолий и гуляний на две недели, до 14 января – дня начала года по старому стилю.
"Когда я был студентом, это 1960-е годы, то в обязательном порядке праздновался и старый Новый год, – говорит Анатолий Збанацкий, замдиректора Музея истории Киева. – Не так громко и пышно, как официальный, но праздновался. И елку не разбирали до старого Нового года".
Наряду с елками, установленными для публичных торжеств в помещениях различных клубов, в те годы впервые появились и их уличные аналоги – на площадях и в парках. К примеру, в Киеве образца 1950-1960-х только на главной городской улице, Крещатике, елки ставили сразу в нескольких местах. Одна лесная красавица неизменно располагалась на площади Сталина, ныне – Европейской, возле Дворца пионеров, где сейчас находится филармония. Второе дерево наряжали на площади Калинина, современном Майдане Незалежности. Третья же ель несла праздничный караул возле входа на станцию метро Крещатик.
Наряду с елками,установленными для публичных торжеств в помещениях различных клубов, в те годы впервые появились и их уличные аналоги – на площадях и в паркахДеревьями дело не ограничилось – начиная с 1960-х к Новому году центральную улицу украинской столицы стали украшать праздничной иллюминацией. Изначально она была идеологически выдержанной – состояла из пятиконечных звезд и серпов с молотами, растянутых над проезжей частью.
А в домашнем обиходе произошла очередная игрушечная коррекция - с наступлением эпохи Никиты Хрущева промышленность взялась изготавливать фигурки девушек в национальных костюмах, кукурузные початки, а также различные игрушки на космическую тематику – спутники, ракеты, космонавтов.
Тема освоения космоса проникла и в детские новогодние представления. "Я помню, в 1960 году нам показывали спектакль о полете в космос Белки и Стрелки [собак, первыми из животных вернувшихся живыми из орбитального полета, состоявшегося 19-20 августа 1960 года]", – рассказывает Людмила Мартынюк, методист Государственного музея игрушки.
Еще одной яркой деталью советского Нового года стала подготовка праздничного стола, к которому каждая семья старалась раздобыть деликатесы. В эпоху тотального дефицита этот процесс превращался в серьезное испытание.
В эпоху Леонида Брежнева все новогодние "наработки" советского народа закрепились, превратившись в неизменную традицию: на улице – общественная елка и праздничная иллюминация,дома – маленькая сосенка или елочка и ломящийся от деликатесов столЗато именно в декабре в магазинах появлялись в свободной продаже грузинские мандарины, ставшие таким же символом Нового года в СССР, как салат оливье и Советское шампанское.
"Перед Новым годом начинали продавать апельсины и мандарины – и появлялись километровые очереди, – вспоминает Мартынюк. – Все старались купить к Новому году, чтобы на столе это было. И в детские подарки мандарины вкладывали. Самый престижный и дорогой подарок – это когда вместе с конфетами две мандаринки лежало".
В эпоху Леонида Брежнева все новогодние "наработки" советского народа закрепились, превратившись в неизменную традицию: на улице – общественная елка и праздничная иллюминация, дома – маленькая сосенка или елочка и ломящийся от деликатесов стол. И усталые, но довольные участники праздника – рядовые граждане огромной страны, для которых именно этот день стал самым радостным в годовом цикле официальных торжеств.
***
Этот материал опубликован в №1 журнала Корреспондент от 12 января 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте , можно ознакомиться здесь.