Из-за новых схем пограничников на границе с ЕС образовались многокилометровые пробки

На границе со странами ЕС уже неделю скапливаются километровые очереди из авто желающих выехать из Украины. Пик пришелся на 14 сентября: на КПП с Польшей застряла почти тысяча машин. Иногда стоять приходится по 10–12 часов, причем подчас не помогают даже взятки. Причина заторов в каждом случае разная: новые схемы вымогательства взяток у пограничников, акции протеста и слабая инфраструктура.

СТОЯЛ ДАЖЕ АВТОБУС ПОТАПА

Вчера вечером на границе с Польшей стояли 290 машин (сотня — в Рава-Русской) плюс по нескольку десятков машин — в пунктах на КПП со Словакией и Венгрией. «Приехали после пересменки, очередь была визуально небольшой. Пограничники собрали документы у владельцев первых двух-трех машин, сказали ждать и ушли на 40 минут за следующей порцией документов — это их способ вымогательства: ждут, у кого сдадут нервы, чтобы им предложили взятку, — рассказала «Вестям» туристка из Винницы — Виктория Кишман, которая застряла в пункте «Лужанка» под Ужгородом. — Тот, кто в хвосте такой искусственной очереди, зовет пограничников — и весь «хвост» продвигается».

Обычно сумма не превышает 10–20 евро. Причем взятка помогает не всегда: киевлянин Ярослав Ларин, путешествовавший в Италию летом, рассказал, что в пробке на обратном пути провел более семи часов. «Говорю им: «В машине — грудной ребенок». В ответ: «Ребенок — такой же гражданин, стойте». Дали им 20 евро, но все равно стояли», — уточнил он. Интересно, что от проблем на границе не спасает даже звездный статус: Олег К. , водитель автобуса, рассказал, что летом этого года вез в Юрмалу гастрольный автобус рэпера Потапа. «Это подтанцовка, визажисты, музыканты — всего около 40 человек. Границу с Беларусью проходили 9 часов: наш «бакшиш» не взяли, наоборот, придирались. А на обратном пути к нам подсели два пограничника-белоруса, попросили подвезти и все быстро оформили».

Читайте также В Украину хлынули контрабандные iPhone 7

Любопытно, что тарифы для дальнобойщиков также подросли, — теперь они платят пограничникам до 1000 грн за одну ходку (по две границы в каждую сторону). Все зависит от страны и времени суток. «С молдаванами проще всего — за 100 грн быстро пропускают, — поделился дальнобойщик Олег Тимощук. — А на европейских границах ночью проехать без очереди стоит 500 грн. Днем — в основном местные».

ВИНЯТ МЕСТНЫХ «ДЕЛЬЦОВ»

В Госпогранслужбе проблемы признают. По словам спикера Госпогранслужбы Олега Слободяна, взятки не главная проблема. «Есть подозрения — нужно звонить на горячую линию, а не писать в «Фейсбук». Причина очередей — во-первых, устаревшая инфраструктура КПП, ведь количество машин гораздо больше проектной нагрузки; во-вторых, огромное количество жителей приграничных районов, которые ездят в страны ЕС в рамках малого приграничного движения, таковых 75% от трафика». Слободян уточнил, что для «местных» выделят отдельную полосу, чтобы уменьшить нагрузку на КПП.

Отдельная проблема — на границе со Словакией: подъезды к ней третьи сутки кряду блокируют владельцы авто с иностранной регистрацией. Они требуют увеличить срок транзита машин с пяти дней до трех месяцев. В Ужгородском горотделении полиции «Вестям» рассказали, что с митингующими ведут переговоры. «Пока каждому из них грозит штраф в 850 грн — в противном случае их арестуют», — сказала инспектор горотдела Анна Дан. Сейчас КПП «Лужанка» перекрыт, поток транспорта рассредоточен между соседними «Вилком» и «Косино».

Читайте также

Пограничники задержали полсотни "коз-перебежчиц"