Что учителя в школе рассказывают детям о Майдане и АТО

Новейшая история Украины появилась в тестах для выпускников. На ВНО по истории школьникам задали вопрос о Крыме, попросив рассказать, что изображено на картинке с надписью «Крым, референдум». «Характеризуя события, изображенные на карикатуре, целесообразно использовать понятия «депортация», «мобилизация», «либерализация», «аннексия», — ставили задачу перед выпускниками. Как выяснилось, события последних лет уже включены в программу, несмотря на то, что новых учебников нет. Учителя опираются на методички Минобразования и собственное мнение. Эксперты уверены: это очень опасно. Криминальный Янукович Историк Александр Палий, — один из авторов параграфа для 11 класса по истории, которая касается событий на Майдане, отношений Украины и ЕС, аннексии Крыма, — говорит, что на следующий учебный год пока заданий ему не давали. «Разве что готовится новая программа по истории для восьмого класса, но принципиально там ничего не меняется, я просматривал эти материалы», — сказал Палий. Поэтому новейшие исторические события будут изучать по параграфу, размещенному на сайте МОН.  Например, Януковича там называют «представителем криминальной семьи», которая взяла под контроль телеканалы. Более того, школьникам рассказывают, что все руководители-силовики были агентами РФ. В разделе о Майдане упоминается история с казаком Михаилом Гаврилюком, которого раздели на морозе, а события на востоке называют «российско-украинской войной». «В ответ на террор Украина начала АТО, которая фактически стала российско-украинской войной», — пишут авторы нового параграфа, вспоминая Иловайск и защиту донецкого аэропорта. Урок истории по газетам Сами учителя рассказывают, что преподают новейшую историю без всяких учебников. «Никаких методичек у меня нет. Я сам все рассказываю. Про Крым говорю, что его у нас забрали силой, но рано или поздно мы его вернем, потому что мир на нашей стороне! А вот про АТО я не могу ничего сказать, разве что факты. Но что там правда, ведь никто так и не установил. Кто давал приказы идти в Иловайск, кто ответит за это — правды не найдешь. Что я детям могу сказать? А что касается революции, то говорю правду: будет третий Майдан и последний. Потому что народ победит», — говорит преподаватель истории школы Новоград-Волынского района Николай Петрук. Преподаватель истории учебного комплекса с. Хотово под Киевом Людмила Ливинская говорит, что материалы для новейшей истории ищет сама. «Пользуемся газетами, документальной литературой. И детей этому учим. Говорим об АТО, информацию собираем по крупицам, в т. ч. и от наших ребят, которые защищали донецкий аэропорт. Кстати, некоторые дети считают, что не следовало выходить на Майдан, и у нас случаются дискуссии».   Опасные выводы Политологи с опаской относятся к тому, что рассказывают детям о последних событиях. «Со временем все это может быть переосмыслено, а школьникам уже внушают определенные оценки. Нужно придерживаться золотой середины и не позволять, чтобы политическая конъюнктура влияла на школьную программу», — говорит политолог Андрей Золотарев. Его коллега Владимир Фесенко также считает, что пока рано давать оценки, поскольку конфликт еще слишком острый. «Когда  политика имеет влияние, то в преподавании нужно делать лишь акценты на фактах, событиях, датах. Как пишут о гражданской войне на Западе: приводят две точки зрения и стараются давать очень корректные оценки. Но сколько времени прошло с тех пор, а у нас еще все очень свежо», — говорит он. Ранее "Вести" сообщали о том, что Институт национальной памяти подготовил ряд рекомендаций учителям. В перечень, в частности, входит список желательных песен в школе и набор эпитетов, которые должны сопровождать упоминания Степана Бандеры и Симона Петлюры.