![]()
Петр
Порошенко совершает еще одну попытку потеснить с рынка грузовых автомобилей владельца бизнес-группы "Финансы и кредит" Константина Жеваго, которому принадлежит Кременчугский автозавод, выпускающий КрАЗы. Помочь сделать это должна инициатива по крупноузловой сборке белорусских МАЗов на базе Черкасского автозавода корпорации "Богдан".
Попытка №2
Сообщения о намерениях корпорации "Богдан" начать сборку полноприводных грузовиков двойного назначения (пригодных для использования как в гражданских, так и военных целях) Hyundai в Черкассах появились в середине февраля 2015.
С тех пор о проекте ничего не слышно. Хотя в целом у корпорации очень тесные отношения с корейцами. Так, с 1999 г. "Богдан" является официальным дистрибьютором Hyundai Motors в Украине.
А с 2005 занимается их сборкой на Луцком автозаводе. Правда, речь идет о "легковушках". Позднее к ним добавились легкие коммерческие грузовики Hyundai HD.
Ну а первенство на рынке грузовых авто прочно удерживает КрАЗ. По итогам 2015 из 1741 грузовика, произведенного в Украине, 1401 пришелся на КрАЗ.
Таким образом, его доля в грузовом автопроме составляет сейчас 80%. На "Богдан" же за весь 2015 пришлось 300 машин.
Хотя согласно сообщению самого "Богдана", 300 грузовиков Hyundai можно собрать за месяц на конвейерной линии ДП "Автосборочный завод №2" в Черкассах.
Словом, по неизвестным причинам проект "не пошел". Отсюда и новая попытка увеличить долю рынка за счет партнерства с белорусами.
МАЗ 5316 и МАЗ 6317 будут выпускать под маркой "Богдан". При этом в Черкассах займутся сборкой шасси, сваркой, покраской и установкой грузовой платформы.
Т. е. это крупноузловая сборка, а основная добавленная стоимость в данном проекте будет по-прежнему генерироваться на Минском автозаводе.
Зато белорусы, поделившись с "Богданом" небольшим куском пирога, смогут нарастить продажи в Украине, избегая торговых ограничений и таможенных пошлин, которые им надо платить как зарубежным производителям.
О планируемых объемах сборки стороны не распространяются: дескать, рынок покажет. Тем не менее, определенные перспективы имеются благодаря высоким государственным должностям украинских бенефициаров проекта.
Автобизнес навсегда
Официально корпорация "Богдан" создана в 2005 г. , объединив Черкасский и Луцкий автозаводы, а также ряд автодистрибьюторских компаний.
Ну а автопродажами П. Порошенко начал заниматься еще с 1992 г. Его доверенным партнером в этом бизнесе стал Олег Свинарчук, который сейчас сменил фамилию на Гладковский.
Еще в 2009 г. , на фоне первой волны экономического кризиса в Украине П. Порошенко объявил о продаже своей доли в "Богдане" О. Свинарчуку.
А тот, согласно официальной версии, продал П. Порошенко свою часть в кондитерской компании "Рошен". Тем не менее, сделка выглядела подозрительно в виду явной невыгодности для О. Свинарчука.
Тогда, в 2009, производство у "Богдана" рухнуло в 5 раз по сравнению с докризисным 2008, до 13591 автомобилей в год.
Между тем "Рошен" даже в условиях жесточайшего кризиса смог по итогам 2009 нарастить производство на 7%.
Объяснения бизнесмена О. Свинарчука, что он "с детства мечтал собирать автобусы", на этом фоне смотрятся неубедительно. Если бы человек с такой мечтой не стремился при этом делать большие деньги –, то работал бы простым автосборщиком на заводе.
К тому же П. Порошенко, якобы вышедший из автобизнеса, продолжал проявлять к нему непосредственный интерес. Особенно в 2012, став министром экономики в правительстве Николая Азарова. Тогда нынешний президент активно лоббировал введение повышенных пошлин на импорт легковых автомобилей в Украине, которое было выгодно "Богдану".
А на переговорах межправительственной украинско-российской комиссии П. Порошенко пытался добиться отмены утилизационного сбора в РФ на импорт легковых авто из Украины.
Ведь РФ для "Богдана" в тот период была основным рынком внешних продаж. И, наконец, О. Свинарчук в интервью СМИ признался, что у него остались совместные проекты с П. Порошенко. Среди них упоминалась компания "АГ Богдан", владеющая сетью автосалонов.
Это позволило отраслевым экспертам сделать вывод, что П. Порошенко вышел только из производственного сегмента своего автобизнеса, но остался в дистрибьюторском, где оседает большая часть прибыли.
В таком случае получают логическое объяснение не только лоббистские маневры П. Порошенко относительно автопрома в министерский период, но и его действия после прихода на президентскую должность в мае 2014.
Он назначил первым заместителем секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины О. Свинарчука – который после этого и решил сменить фамилию.
Одновременно давний бизнес-партнер президента стал главой межведомственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству и экспортному контролю.
Должность позволяет контролировать деятельность конкурента, т. е. КрАЗа: поскольку полноприводные грузовые авто считаются продукцией двойного назначения - контракты по ним должны получать согласование комиссии.
МАЗом по КрАЗу
Нынешнее руководство Украины неоднократно пыталось расширить присутствие белорусов на рынке в ущерб местному производителю, а значит, и национальной экономике.
Впервые о планах Минобороны закупить 54 МАЗа стало известно в 2014, но тогда сделка сорвалась из-за волны общественного резонанса.
Глава МВД Арсен Аваков показал более высокую устойчивость к критике: национальная гвардия МВД в 2014 закупила как минимум 95 грузовиков МАЗ.
Но, вопросы о том, почему закупается импортная техника в ущерб украинскому производителю, оставались – заставляя думать о коррупционном подтексте такого подхода.
Сборка МАЗов в Черкассах, очевидно, призвана прежде всего закрыть рот критикам. И, конечно же, она позволит сделать белорусские грузовики более дешевыми.
И это опять же призвано выбить почву из-под ног у оппонентов, утверждающих, что продукция КрАЗа украинским военным обходится дешевле. Однако отраслевые эксперты продолжают поднимать неудобные вопросы.
Они обращают внимание, что не решенным остается вопрос снабжения армии средними грузовиками на замену российским ГАЗ-66, нет эвакуаторов, для раненых бойцов.
Исходя из этого, действия П. Порошенко как главного бенефициара проекта по производству МАЗов в Украине нельзя оценивать по известной формуле "ничего личного, только бизнес".
Похоже, что в данном случае действие компании “Богдан” направлены лишь на то, чтоб свести собственные счета с К. Жеваго.
Продолжение вендетты
Ответить на вопрос "зачем Порошенко понадобилось уничтожать Жеваго?" будет гораздо проще, если вспомнить недавнюю историю с банкротством банка "Финансы и кредит", о которой рассказывал "ОстроВ".
Там действительно есть немало темных пятен, наводящих на размышления. Все указывало на намерение К. Жеваго провести докапитализацию банка и выйти уровень показателей в соответствии с нормативами Национального банка Украины.
Денежные вливания проводились, хотя со временем К. Жеваго и начал немного отставать от согласованного с НБУ графика. Тем не менее, прибегать к процедуре банкротства у НБУ не было необходимости.
Более того, в результате такого решения у самого К. Жеваго в банке "зависли" $174 млн, принадлежащие его железорудной компании Ferrexpo. И сейчас он пытается вернуть эти деньги в судебном порядке.
Тогда как если владелец банка готовится "отчалить с корабля", он в первую очередь выводит оттуда собственные средства – тому есть множество примеров за последние 2 года.
Итак, решение НБУ было полной неожиданностью для самого К. Жеваго и это подтверждает версию о целенаправленном ударе по его бизнес-империи.
В одном из своих интервью глава НБУ Валерия Гонтарева сообщила, что пыталась заставить К. Жеваго продать часть бизнеса, но тот ответил отказом. После этого и появилось постановление НБУ о признании "Финансы и кредит" неплатежеспособным.
Оно выглядит как месть за нежелание "поделиться". Теперь надо учесть, что деятельность НБУ и его главы находится под патронатом президента Украины.
Так же важно вспомнить, что до назначения главой НБУ В. Гонтарева руководила работой инвесткомпании ICU, которая консультировала бизнес-сделки П. Порошенко, владельца группы "Укрпроминвест".
Теперь все факты становятся на свои места и появляется цельная картинка прессинга президентской "Семьи" в отношении владельца крупной бизнес-группы.
Отсюда понятно, почему на базе Черкасского автозавода решено собирать аналоги КрАЗов, а не те модели, по которым "Богдан" не будет конкурировать с предприятием К. Жеваго.
Жеваго на грани
Продолжение наступления "Семьи" П. Порошенко грозит группе "Финансы и кредит" серьезными неприятностями. Хотя К. Жеваго и ранее сталкивался с атаками на свой бизнес.
При В. Януковиче у него был период длительных судебных разбирательств с российской группой VSE, которая пыталась оспорить свою же сделку с К. Жеваго и вернуть контроль над Полтавским горно-обогатительным комбинатом.
После бегства В. Януковича в Ростов-на-Дону вопрос можно считать закрытым: суды всех инстанций подтвердили законность владения К. Жеваго ПГОКом.
Также при В. Януковиче были попытки давления на банковский и горнорудный бизнес К. Жеваго – "маски-шоу" от СБУ в центральном офисе банка "Финансы и кредит", уголовные дела по обвинению в неуплате налогов.
Была и безуспешная попытка ФПГ "Приват" Игоря Коломойского получить контроль над зарегистрированной в Великобритании компанией Ferrexpo Plc. , активами которой являются Полтавский и Еристовский ГОКи.
Определенный опыт противодействия давлению извне у К. Жеваго имеется. Но именно сейчас положение его бизнеса можно считать критическим.
Во-первых, после аннексии Крыма К. Жеваго лишился керченского судостроительного завода "Залив".
Во-вторых, принадлежащий ему Стахановский вагоностроительный завод находится на неподконтрольной территории "ЛНР". Перспективы возобновления его работы более чем туманны.
Тем более, что не работают и другие предприятия отрасли: мариупольское объединение "Азовмаш", днепродзержинский "Днепровагонмаш" полностью остановлены.
Крюковский вагоностроительный завод в Кременчуге работает на 20% от своих мощностей – и это в лучшем случае. Если не произойдет чего-то экстраординарного, то все эти предприятия в итоге порежут на металлолом.
Не радужно выглядит и текущая производственная статистика КрАЗа, даже без учета угроз, которые несет запуск сборки МАЗов в Черкассах.
В 2014-2015 за счет военных госзаказов выпуск авто в Кременчуге вырос до 1386 и 1401 по сравнению с 930 в 2013 г. Тем не менее, в январе т. г. происходит обвал до 65 грузовиков в январе и 30 в феврале.
Если такая динамика сохранится до конца года, то КрАЗ закончит его с трехкратным падением производства, до 570 авто.
И это несмотря на то, что с 1 ноября 2015 завод снизил отпускные цены на 10%, а с 1 января т. г. – еще на 20%, пытаясь сохранить объемы продаж за счет уменьшения их маржинальности.
Да, все это в Кременчуге уже видели во время первой волны кризиса. Тогда по итогам 2009 г. производство обвалилось в 5 раз к 2008, до 654 авто.
Но тогда, напомним, у К. Жеваго еще были "Залив", Стахановский вагоностроительный. И банк "Финансы и кредит" тоже был.
Теперь же он лишился возможности кредитовать свой бизнес за счет средств, привлеченных от клиентов. Как, например, это делает тот же И. Коломойский через "Приватбанк".
В этих условиях сопротивляемость К. Жеваго внешнему воздействию уменьшилась – просто потому, что уменьшились его финансовые возможности.
Отдельно стоит отметить видимую пассивность владельца "Финансы и кредит". К примеру, он не пытается в судебном порядке оспорить незаконность решения НБУ о признании одноименного банка неплатежеспособным.
Хотя есть прецеденты, когда банкирам удавалось добиться справедливости и прекратить произвол В. Гонтаревой по решению суда.
К примеру, в феврале 2015 Окружной административный суд Киева (ОАСК) отменил постановление НБУ о введении временной администрации в "Грин банк".
Далее в апреле 2015 аналогичный процесс в ОАСК выиграл ПроФинБанк. В ноябре 2015 суд обязал НБУ отменить постановление о признании неплатежеспособным банка "Капитал".
Итак, если это удалось маленьким банкам, почему тоже самое не то чтобы не смог, а даже не пытался делать "Финансы и кредит", один из крупнейших в стране?
Вероятно, по причине, о которой говорилось выше – ослабление бизнеса группы в целом и ее финансовых возможностей.
И теперь уже В. Гонтарева от имени НБУ инициировала судебный процесс, добиваясь лично от К. Жеваго уплаты 1,45 млрд грн. , ранее выданных "Финансы и кредит" в качестве кредита рефинансирования от НБУ.
Футбольное правило "не забиваешь ты – забивают тебе" вполне четко работает и в сфере бизнеса.
И если вдобавок ко всему КрАЗ лишится военных госзаказов, которые перехватит "Богдан" со своим новым сборочным проектом в Черкассах – это может стать своеобразной точкой невозврата, когда бизнес группы начнет сыпаться, как карточный домик.
Виталий Крымов, "ОстроВ"