Восточный узел. Что будет с мятежным Донбассом

Корреспондент разобрался, ждёт ли Донбасс новая война и помогут ли её предотвратить минские переговоры, пишет Евгения Вецько в №3 журнала от 29 января 2016 года.

Мариуполь. 24 января. В городе проходит траурный митинг. Год назад бойцы «ДНР», заявив о начале наступления на Мариуполь, обстреляли один из его кварталов. То, что огонь вёлся с подконтрольной «ДНР» территории, подтвердили эксперты международных организаций ОБСЕ и Human Rights Watch. Погибли 30 человек, более сотни получили ранения.

«Тогда мы потеряли нашего друга. Приехал с семьёй на дачу, снаряд попал прямо в дом, — рассказывает одна из жительниц города, 59-летняя Людмила. — Все — и жена и дочери — остались живы, кроме него».

Неспокойно в прифронтовой зоне и сегодня.

«Поговаривают, что после выборов в «ДНР» и «ЛНР» ополченцы начнут наступление, — делится слухами Людмила. — И нас вроде как всё-таки сдадут. Тем более что в городе пророссийски настроенных людей очень много. Боюсь, что большая часть».

Формально в зоне АТО объявлено перемирие, но обстрелы происходят ежедневно. 26 января бой произошёл в районе Марьинки, Троицкого и Красногоровки. 22-го и 23-го несколько раз была объявлена боевая тревога вблизи Луганска и в самом городе.

«Нам глушат эфиры, сканируют наш радиоэфир и мобильные телефоны. Наёмники так называемой ЛНР проводят активную фазу учений по трём направлениям: штурмовые группы, танки и артиллерия с целевым акцентом на максимальную дальность», — утверждает экс-министр молодёжи и спорта Дмитрий Булатов, который сейчас служит в Луганской области.

По его словам, повстанцы получили несколько партий тяжёлой техники и вооружения.

В «республиках» же утверждают, что к наступлению готовятся именно украинские военные. И якобы известно о том, что натиск будет по трём направлениям.

Так или иначе, но передвижения техники фиксируют и в ОБСЕ. По данным представителя организации, к линии соприкосновения стягивают вооружение как ВСУ, так и повстанцы.

Обострение ситуации на востоке Украины очевидно. Но к чему оно приведёт, пока сказать трудно. Прогнозы колеблются от полномасштабной войны между Россией и Украиной до возвращения мятежного региона под контроль Киева. Чего ждать жителям Донбасса в ближайшие месяцы, пытался разобраться Корреспондент.

Поиск компромисса

В очередной раз локализировать конфликт могли бы помочь переговоры представителей «ЛНР», «ДНР», России и Украины, которые продолжаются в Минске. Но пока они оказываются на редкость безрезультатными - не удаётся договориться даже об обмене пленными.

«Для повстанцев затягивание этого процесса — как ниточка влияния на Украину, которую они боятся потерять. И они эту проблему связывают с полной амнистией. Но амнистия - она же должна персональной быть! Сегодня мы амнистируем всех участников событий на востоке, а завтра они будут ещё жёстче себя вести», — рассказал СМИ подробности переговоров второй президент Украины Леонид Кучма.

Сегодня речь идёт о 133 украинских военных.

В срыве переговорного процесса стороны обвиняют друг друга. Камень преткновения — выборы, которые руководители «ЛНР» и «ДНР» хотят провести на занятой территории. Второй спорный момент — изменения, которые Киев должен внести в Конституцию Украины. И вопрос о том, удастся ли прийти к компромиссу, повис в воздухе.

С одной стороны, лидер «ДНР» Виталий Захарченко обещает провести выборы несмотря ни на что и усиливает напряжение обещанием, что произойдёт это по местным законам и без участия украинских партий. С другой, украинский парламент не спешит голосовать за проект обновленной Конституции, как того требует Президент Пётр Порошенко и западные партнёры Украины.

Пока мяч на стороне Украины. Голосование за Основной закон должно было состояться раньше «республиканских» выборов, уже в начале февраля. Тогда Киев мог бы требовать, чтобы и сторона «ЛДНР» выполняла условия минских соглашений.

Неделю назад 51 народный депутат обратился в Конституционный суд с просьбой разъяснить определение ст. 155 Основного закона «на следующей очередной сессии Верховной Рады Украины» и внести ясность, означают ли слова «следующая» и «очередная» непосредственно следующую по номеру сессию после той, на которой законопроект был предварительно одобрен. Без этого законодатели якобы не могут определить конечный срок внесения изменений в Конституцию, которая в первом чтении была принята 31 августа.

С чем связана эта пауза? Причиной может быть банальная нехватка голосов. Проект закона не поддерживают два участника коалиции — Самопоміч и Батьківщина, против него выступают бывшие соратники из Радикальной партии Олега Ляшко, не готова голосовать и как минимум часть Народного фронта. Подтверждением этому стало предложение премьера Арсения Яценюка о вынесении проекта Конституции на всенародное обсуждение.

По слухам, не хотят брать на себя ответственность за спорный закон и в Блоке Петра Порошенко. То есть даже с учётом голосов Оппозиционного блока инициатива Президента вряд ли наберёт 300 голосов. И нужно время, чтобы насобирать необходимое количество «за».

На депутатов давит Порошенко. Не так давно он заявил, что блокирование изменений в Конституцию грозит Украине полномасштабной войной с РФ.

«Те политические силы, которые стремятся любой ценой торпедировать минские соглашения, заблокировать мирный процесс, конституционный процесс, должны чётко осознавать последствия своих действий. Они приведут к восстановлению горячей фазы конфликта, включая полномасштабный, а не локальный, как до сих пор, конфликт с Российской Федерацией», — в частности сказал Президент.

На Порошенко же давит Запад. О необходимости скорейшего принятия изменений уже высказались посол США в Украине Джеффри Пайетт и президент Франции Франсуа Олланд.

«Я констатирую, что необходимо предпринять все усилия. С украинской стороны должна быть принята конституционная реформа. Это условие выполнения минских соглашений, — заявил Олланд. — Российская сторона должна оказать давление, чтобы на востоке Украины были проведены неоспоримые выборы. Тогда мы сможем перейти к заключительному этапу — восстановлению границы между Россией и Украиной и снятию европейских санкций в отношении РФ».

Франция, подчеркнул Олланд, готова вместе с Германией прилагать все усилия, чтобы способствовать окончательному урегулированию этого конфликта.

«Не может быть мирной Европы, когда у её границ идет война», — заключил он.

И тем не менее пока украинские парламентарии предпочитают не голосовать, а соревноваться в более оригинальном способе отсрочить, если и вовсе не отменить внесение изменений в Основной закон. А «ДНР» и «ЛНР» тем временем сосредоточены на строительстве государственной системы - формируют комитеты безопасности и собираются приступить к выдаче собственных паспортов.

А что если

О последствиях непринятия обновлённой Конституции эксперты спорят до хрипоты. Бывший член Партии регионов Инна Богословская призывает не переживать.

«Никаких проблем не будет. Путин сейчас в слабой позиции практически по всем направлениям. С военной точки зрения, он развязал две войны, которые тяжело пройти. С экономической — сказываются и цена на нефть, и одновременно санкции», — говорит она.

Политолог Владимир Фесенко считает, что это, наоборот, сыграет на пользу России: «Могу сказать со ссылкой на европейских дипломатов, что если законопроект не будет проголосован во втором чтении, то часть европейских политиков, которые хотят если не снятия, то смягчения санкций против РФ, будут на этом настаивать».

И положение на переговорах в Минске усложнится.

«Трагедии здесь, конечно, нет, и это не означает, что минские соглашения будут похоронены, ведь они уже продлены, а граничных сроков нет, — добавляет Фесенко. — Да, было написано проголосовать за конституционные изменения до конца года, так ведь не проголосовали. И военные действия на Донбассе не прекратились, хотя это был первый пункт. И вообще, ни один из 12 пунктов так и не был выполнен. Никакой чрезвычайной ситуации не будет, пока Германия, Франция и неофициально присоединившиеся к ним США продолжат выступать за минский формат. Решение о прекращении [действия] соглашений будет приниматься не в Москве и Киеве, а в Берлине».

Военный эксперт Алексей Арестович в свою очередь отмечает, что на фоне неголосования за Конституцию может произойти обострение ситуации на востоке.

Но главный вывод, который можно сделать из сложившейся ситуации на востоке, — о замораживании конфликта на сегодняшнем уровне речь уже не идёт.

Изменения в Конституции предусматривает передачу на местный уровень финансовых и других полномочий. Вместо института губернаторов (сейчас назначаются Президентом) появятся префекты с контрольными функциями. Само управление перейдёт к местным исполкомам, контролируемым избранным советом местного уровня.

Поправками предусмотрен не особый статус для отдельных районов Донецкой и Луганской областей («ДНР» и «ЛНР»), а описание этого статуса специальным законом. Этот закон предоставляет местным властям расширенные полномочия при назначении судей и прокуроров, проведении языковой политики и создании народной милиции.