Обзор ИноСМИ: вражда украинцев и россиян

Сколько стоит отказ от Шенгена – La Repubblica

Прекращение свободного перемещения людей и товаров обойдется Евросоюзу в 0,8% европейского ВВП.

Прощание с Шенгеном может стоить Европе до 100 миллиардов евро в год.

Подсчитало экономический ущерб от восстановления границ, связанного с кризисом беженцев, авторитетное государственное агентство экономического планирования France Strategie: кратковременные и нежесткие меры будут иметь относительно "ограниченный" эффект.

Удар будет нанесен, прежде всего, по ежедневному туризму и поездкам на уикенд (сокращение на 5 и 2,5%), трансграничным работникам и транспорту грузов. Если контроль на границах продлится, последствия рискуют стать крайне тяжелыми: торговые обмены внутри ЕС снизятся на 10-20%, эффект от введения налога в 3% скажется на всех перевозимых грузах.

Для Германии речь идет о 28 млрд евро, для Италии - о 13 млрд, для Испании - о 10 млрд и 6 млрд - для Голландии

Уже сейчас можно утверждать, что последствия закрытия границ некоторыми государствами привели к увеличению времени на переход границы в связи с проверкой документов, на прохождение таможенного контроля для грузовых автомобилей, к увеличению персонала на контрольных пунктах транспортных узлов.

Но все это мелочь по сравнению с потенциальными потерями, к которым может привести длительное прекращение действия договора о свободном передвижении.

Наибольшую цену заплатят самые малые страны и те страны, которые в наибольшей степени зависят от внутренних обменов в Евросоюзе.

70% экономики Словакии, например, зависят от коммерческих отношений с другими континентальными странами.

Что делать с Лениным – Le Monde

С приближением 100-летия Октябрьской революции 1917 года вновь возникает вопрос: что делать с Лениным.

Спустя 92 года после смерти Ленина напоминание о руководителе большевистской революции можно встретить в любом уголке России, в московском метро и, конечно же, на Красной площади, где в гранитном Мавзолее лежит его забальзамированное тело.

Ленин повсюду. В 2011 году партия власти "Единая Россия" попыталась объединить сторонников его захоронения, но эта инициатива провалилась. Ни одному российскому политическому лидеру не удалось развенчать образ Владимира Ильича Ульянова, первого главы советского государства.

EPA

21 января, выступая в Кремле перед Советом по науке и образованию, Владимир Путин сделал заявления, вызвавшие удивление: российский президент обвинил Ленина в том, что он привел СССР к развалу.

Лидер российских коммунистов Геннадий Зюганов ответил на это: ". . . безоговорочная критика его деятельности - это подрыв государственности и подрыв стабильности. . . ".

Выступая на межрегиональном форуме ОНФ, Путин попытался смягчить впечатление от своих предшествующих высказываний. В частности, он сказал: "Мне очень нравились и до сих пор нравятся коммунистические и социалистические идеи. Если мы посмотрим Кодекс строителя коммунизма, который широко тиражировался в Советском Союзе, он очень напоминает Библию”/

Путин также назвал абсурдным решение уступить Донбасс Украине. Подобные размышления Путина не вызывают удивления, если вспомнить, что он назвал исчезновение СССР самой большой катастрофой ХХ века.

Но за этими высказываниями, вне всякого сомнения, скрывается нечто большее. Одержимый мыслью о "революциях", настоящих бомбах замедленного действия, Путин, вне всякого сомнения, без радости наблюдает за приближением столетия дела рук одного из самых великих революционеров всех времен.

Как украинцы и россияне стали врагами- The International New York Times 

Даже когда украинцы и россияне не стреляют друг в друга, они обмениваются в соцсетях ядовитыми комментариями.

Тем временем забрезжили слабые надежды на политическое урегулирование.

Впрочем, Кремль явно предпочитает тлеющий конфликт, поскольку способность усиливать или ослаблять накал (не только в Украине, но и на Ближнем Востоке) - единственный действующий рычаг России во внешней политике.

Однако за постоянную опору на этот грубый инструмент приходится расплачиваться тем, что российское общество по-прежнему разъединено с соседями, прежде всего с Украиной.

Украинцы всегда питали к России смешанные чувства, в том числе затаенную обиду на чувство превосходства, которое якобы испытывают русские.

В России и Украине возобладали напряженные исторические подводные течения

"Ненависть к России, первоначально подогреваемая националистами, перекинулась на остальное украинское общество и со временем стала единственным легитимным языком для обращения к Москве. Россия сделалась легитимным врагом", - считает украинский философ и политолог Михаил Минаков.

Даже россияне, которые не поддерживают Путина, часто отказывают украинским соседям в отдельной идентичности и не признают украинцев "другими".

Кроме того, граждане России и Украины стали различаться по самоидентификации.

EPA Россияне протестуют в поддержку Украины в Москве

Россияне отождествляют себя с государством, украинцы - с гражданским обществом. Сегодня украинцы полагают, что лучший способ отойти от тоталитарного прошлого - это выстроить общество, которое отодвигает национальную и государственную идентичность на второй план. Это выше понимания большинства россиян.

Слова россиян и украинцев перестали совпадать по смыслу, и в поисках взаимопонимания следует вести переговоры на "языке формальной вежливости".