Фарм-трансформация под новый рынок

В Украине все ощутимее становится разрыв между теми, кто может себе позволить выложить немалую сумму за медицинские услуги, и теми, кто не имеет лишних денег даже на таблетки. Как сообщают в Агентстве медицинского маркетинга, по итогам 11 месяцев нынешнего года суммарный объем продаж медикаментов в натуральном исчислении снизился на 13 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И что важно: эти данные не учитывают статистику неподконтрольных районов восточной части страны. Правда, в денежном выражении объемы продаж выросли на 40 %, но в этом росте виновата исключительно инфляция. Почти все участники рынка уверяют, что сегодня покупатели предпочитают экономить и делают выбор в пользу более дешевых отечественных медикаментов. Как правило, каждый клиент аптеки интересуется у фармацевта более дешевым аналогом импортного препарата, который ему ранее выписал лечащий врач. В итоге объем проданных украинских лекарств в натуральном выражении вырос до 75 % в 2015 году, хотя год назад он составлял всего лишь 64 %. Доходит до того, что в крупных городах продавцы импортных медикаментов даже «ушли в минус». При этом отмечается общее падение продаж. Сами владельцы аптечных сетей считают, что у людей отсутствует возможность запасаться лекарствами впрок, а потому они приходят только за теми медикаментами, в которых испытывают острую необходимость исключительно в данный момент. И даже если и наблюдается рост продаж, то за счет открытия новых торговых точек, но никак не за счет увеличения спроса покупателей. Сами фармацевты намерены активно привлекать клиентов маркетинговыми ходами и рекламой. По оценкам рекламщиков, уровень контакта этого сектора бизнеса с телевизионной аудиторией вырос почти на 5 % по итогам трех последних кварталов 2015 года, а рекламная активность выросла на 30 %. Также активизировались непрямые маркетинговые кампании: в нынешнем году доктора существенно повысили «производительность труда» в разрезе выписанных ими рецептов, которые в денежном эквиваленте более чем на 60 % превышают показатели прошлого года. Отметим, что украинское законодательство запрещает докторам становиться торговыми агентами фармацевтических компаний, но низкий уровень зарплат в бюджетной сфере зачастую не оставляет выбора и вынуждает работников в белых халатах нарушать закон. Кроме того, на рынке наметилась серьезная проблема для многих аптек – появление крупного игрока «Аптека низких цен», у которого порядка 300 точек продаж по всей стране. В результате компания быстро завоевала порядка 9 % рынка и теперь диктует цены. По сути, за счет большого объема продаж они могут себе позволить более низкие цены на лекарства, и в ценовой конкуренции более мелкие аптечные сети проигрывают. Так, в среднем размер наценки на медицинские препараты снизился с 30 % до 20 %. При этом часть аптек уже закрылась, не выдержав жесткой конкурентной среды. Например, в прошлом году в Украине насчитывалось более 21 тыс. аптек, а теперь – всего лишь около 19 тыс. Это говорит о том, что, несмотря на расширение сети крупных аптек, мелкие игроки вынуждены покинуть фармацевтический рынок. Роман Козловский По материалам dengi-info. com