![]()
В последний день лета 2015 года
Верховная Рада решила все-таки принять резонансный и противоречивый законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины касаемо децентрализации власти. И перед голосованием в стенах парламента, и после него не прекращались противостояния между активистами радикальных партий и правоохранительными органами. Но все это не помогло – 265 народных избранников проголосовали за этот законопроект в первом чтении (достаточно было бы 226 голосов). Что интересно – фракции «Блок Петра Порошенко», «Народный фронт» и «Оппозиционный блок» проголосовали фактически в полном составе, что говорит о фактическом появлении новой коалиции.
Для того чтобы окончательно утвердить пакет изменений в главный закон страны, нужно будет 300 голосов. Решение нардепов вызвало еще большее противостояние за воротами здания парламента, в результате чего в группу милиционеров неизвестный бросил самодельную боевую гранату, которая нанесла ранения десятку правоохранителей. Возникает вопрос: в чем суть проекта по децентрализации и чем он чреват для украинского общества?
Начнем с того, что 1 июля глава государства Петр Порошенко подал в парламент страны очередной проект изменений в Конституцию, который подготовила Конституционная комиссия при участии группы экспертов. 15 июля эти изменения были доработаны и вынесены на повестку дня в Верховную Раду.
Главным отличием доработанного документа от его первоначальной версии стала возможность реализовать механизм местного самоуправления в некоторых районах Донбасса. Список этих районов четко определен в тексте закона. Причем, Конституционный суд Украины (КСУ) утвердил эти изменения с формулировкой, что «данные положения законопроекта не предусматривают отмены или ограничения прав человека». Также судьи КСУ не увидели угрозы территориальной целостности страны в предложенном проекте изменений в Конституцию.
Естественно, для представителей радикальных патриотических партий наиболее болезненным пунктом стало предоставление возможности местного самоуправления на оккупированных территориях Донбасса. Противники этого пункта утверждают, что таким образом происходит легализация сепаратизма и российских военных на территориях Донетчины и Луганщины. Кроме того, украинское правительство дает им право влиять на экономические и политические процессы в Украине. Сторонники же изменений в Конституцию заверяют, что никакого «особого статуса Донбасса» не будет, пока ныне оккупированные территории не перейдут под контроль официального Киева. Это и подтверждают выводы юристов, которые не увидели ни одного из «требований Москвы» в тексте законопроекта.
Но опасность состоит в том, что этот закон можно будет потом без особых проблем изменить, причем минимальным составом депутатского корпуса – надо будет набрать 226 голосов. Также в законопроекте нет четкого определения полномочий «народной милиции», право на которую появляется у регионов с «особым статусом». За чей счет будет происходить финансирование социальных расходов Донбасса и на каких условиях будут там проходить выборы – тоже непонятно.
Сами политологи подчеркивают, что нынешняя власть повторяет ошибку своих «попередников»: первые лица государства не могут простыми и понятными словами объяснить, зачем они идут на тот или иной шаг.
Виктор Сташко
По материалам: dengi-info. com