![]()
Импорт «легковушек» в Украину за первые шесть месяцев нынешнего года оказался просто провальным по сравнению с аналогичным периодом 2014 года: на 23 % уменьшилось число ввозимых иномарок. В результате было импортировано около 26,5 тыс. машин. Главная причина спада – резкое снижение спроса на новые автомобили, спровоцированное обесцениванием национальной валюты. Напомним, что за последние полтора года гривна обвалилась по отношению к доллару в три раза. Кроме того, по той же причине значительно выросли цены на топливо, хотя если взять стоимость в долларах или евро, то она уменьшилась одновременно с падением цен на нефть.
Как говорят сами участники рынка, они наблюдают почти двукратное снижение спроса на авто. При таких условиях мало кто из импортеров заинтересован завозить большое число автомобилей. В результате почти все поставки автомобилей выполняются под заказ. Кроме всего прочего, на объем ввозимых авто в немалой степени влияет экономическая неопределенность в сочетании с возможной эскалацией военного конфликта на востоке страны. Все эти факторы серьезно обвалили авторынок.
Кстати говоря, показатели фактического импорта новых авто будут еще ниже. Ведь в нынешнем году стали значительно больше ввозить автомобилей с пробегом. Их доля в структуре импорта авто составляет около 35 %, хотя в прошлом году таких было не более 6 %. Более того – уже циркулируют слухи о появлении законопроекта, который обложит дополнительным налогом такие автомобили. Следовательно, люди постараются интенсивнее их ввозить до принятия такого закона.
Есть и общеэкономические минусы отечественного авторынка. Во-первых, формируется отложенный спрос на покупку авто. Так, большинство из тех, кто желал купить машину в прошлом или нынешнем году, откладывают реализацию своего желания до лучших времен. Кроме того, средний возраст эксплуатируемых в Украине автомобилей составляет чуть более 21 года. По этому показателю нас «опережает» только Куба.
Низкий спрос на автомобили также отталкивает украинские банки, которые не желают вкладывать ресурсы в создание выгодных предложений автокредитования и построение сети продаж своих кредитных продуктов в автосалонах страны. Вместо этого сектора финансовые институты предпочитают размещать привлекаемые деньги в более ликвидные кредитные операции: беззалоговые кредиты и овердрафты.
Поэтому тем, кто желает приобрести авто, но не имеет достаточной суммы, не стоит в ближайшее время рассчитывать на выгодные условия автокредитования. Банкиры будут ждать, пока потребители психологически привыкнут к новым ценам. Кроме того, у самих банков сегодня имеется немало проблем, которые предстоит решать.
Ну а пока все участники авторынка ждут начала нового года. Именно в этот период предполагается улучшение общей экономической ситуации, что может восстановить некогда высокий спрос на автомобили.
Роман Козловский
По материалам: dengi-info. com