Арктика: в погоне за прибылью и влиянием

В первых числах текущего месяца Российская Федерация подала в Организацию Объединенных Наций (ООН) отредактированную заявку на расширение своих границ за счет шельфа Арктики. Таким образом, РФ выдвинула претензии на пока еще «ничейную» территорию, площадь которой составляет 1,2 млн квадратных километров. Напомним, что первые претензии на территорию Арктики Россия озвучила еще в начале 2000-х годов. Но тогда профильная комиссия в ООН отклонила заявку из-за недостаточной базы научного обоснования. Правда, уже тогда РФ начала рассматривать эту территорию как зону своего абсолютного внимания. Например, восемь лет назад российские водолазы установили знак в форме флага РФ на дне океана, а также все эти годы увеличивалось военное влияние в данном регионе: восстанавливались аэродромы, создавались воинские части, реконструировались полигоны. Также уже установлены системы ПВО. Ученые предполагают, что льды Арктики скрывают колоссальные запасы углеводородов. Так, на дне океана по разным оценкам может храниться около 30 % запасов газа и порядка 13 % нефти. И понятно, что российская сторона хочет как можно скорее получить право на разработку и использование этих ресурсов. Ведь их стоимость сегодня, даже с учетом падения цен на мировых рынках, достигает нескольких миллиардов долларов. Но несмотря на радужные перспективы, имеются вполне реальные проблемы. Начнем с того, что сегодняшние технологии не позволяют разрабатывать эти месторождения. Что говорить – даже уже известная Штокмановская газовая скважина в Баренцевом море пока что приостановила добычу из-за нерентабельности. При этом в Европе некоторые эксперты считают, что стремление РФ получить право на Арктику связано не столько с коммерческой выгодой, сколько с «пиаром». Ведь наиболее прибыльные месторождения расположены в пределах шельфа, границы которого и так принадлежат России. Другое дело, что ради престижа Кремль стремится захватить как можно большую часть Арктики. Кроме того, не стоит забывать и о транспортных перспективах. Ученые считают, что дальнейшие климатические изменения вызовут таяние льдов в Северном Ледовитом океане, а значит, в перспективе пары десятков лет он станет более пригодным для торгового судоходства. По разным оценкам, уже через десять лет суда смогут без проблем ходить вдоль российского берега самого северного океана планеты. Ну а пока льды еще выглядят неприступными для обычных кораблей, Россия уже стремится занять эту нишу и строит новые ледоколы. Так, уже три новых «ледовых гиганта» находятся в стадии строительства и в течение ближайших лет начнут «проводку» торговых караванов через ледовое поле Северного Ледовитого океана. Виктор Сташко По материалам: dengi-info. com