![]()
Президент Российской Федерации решил попробовать отойти от образа агрессора на международной арене и предложил свой подход в борьбе против радикалов Исламского государства (ИГ). Недавно глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров предложил всем странам, которые ведут противостояние с ИГ, объединиться и действовать сообща.
План РФ состоит в том, чтобы все те западные страны и их союзники, которые уже ведут борьбу против исламистов, продолжали наносить удары с воздуха. А на суше их должны поддержать как войска президента Сирии Башара Асада, так и силы повстанцев, которые все еще пытаются свергнуть его. Кроме этого, к сухопутным операциям против ИГ надо привлекать иракских курдов и регулярные части иракской армии. По словам Лаврова, такой подход обеспечит серьезный противовес для растущего влияния исламских радикалов в ближневосточном регионе. Но несмотря на красивые формулировки и правильные призывы, сам план вызывает немало вопросов.
Начнем с того, что предложенный Россией подход сложно назвать новаторским. В противостояние с ИГ уже включены почти все те стороны, которые упомянуты в плане. Разве что за исключением оппозиционных отрядов в Сирии, для которых что радикалы ИГ, что сирийский лидер Башар Асад – зло одного порядка.
Еще один важный нюанс – в предложенном Кремлем плане отсутствует упоминание об иранской стороне. В то же время почти все военные эксперты сходятся во мнении, что реальную угрозу для ИГ может создать лишь сухопутные войска Турции или Ирана. Учитывая растущее сближение официальной Москвы и Тегерана, можно предположить, что эти две стороны уже пришли к каким-то договоренностям, но пока их не афишируют. А при намеках на такие закулисные игры не стоит РФ рассчитывать на поддержку их плана со стороны западных стран.
Еще одна проблемная точка в плане Лаврова – курдские боевые отряды. Здесь надо отметить, что в последнее время отношения между Турцией и Россией несколько охладели, и тому есть несколько причин. Одна из них лежит в экономической плоскости – до сих пор нет консенсуса в вопросе организации поставок газа через будущий газопровод «Турецкий поток». Вторая причина – поддержка российской стороной курдов, которых турецкая сторона рассматривает как угрозу, аналогичную ИГ. И опять же – в плане Лаврова нет упоминания о Турции, которая уже включилась в военные действия и вошла в состав коалиции против ИГ.
Таким образом, предложенный план по уничтожению ИГ выглядит очень сомнительным и даже искусственным, а значит, вряд ли стоит рассчитывать на его реализацию. По мнению экспертов, принцип «всех помирить и общими силами уничтожить зло» активно применяла советская дипломатия. Иногда даже вполне успешно, но чаще всего результат был почти «нулевой». Поэтому политологи рассматривают такое заявление исключительно как элемент пропаганды. И даже если план Лаврова не будет реализован, то выступив с трибуны ООН с такими заявлениями, российский лидер явно сорвет массу аплодисментов и в заголовках мировых СМИ предстанет как миротворец, а не агрессор.
Виктор Сташко
По материалам dengi-info. com