![]()
В рамках подписания Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом Украине были предоставлены торговые преференции со стороны единого европейского сообщества для импорта украинских товаров. Но, как показала практика, за год всего лишь 30 % украинских компаний решили воспользоваться этими льготами. Остальные же отказались это делать из-за недостатка информации, нехватки времени для переориентации рынка и высокой конкуренции.
Самая большая доля среди тех экспортеров, которые воспользовались преференциями, принадлежит крупным компаниям. И это вполне логично – здесь имеется большой штат маркетологов, способных в короткие сроки изучить новый рынок и найти перспективные товары для сбыта. Среди них лидерами экспорта в ЕС стали производители строительных материалов и пищевых продуктов – примерно по 50 % компаний от общего числа участников украинского рынка. Если говорить о металлургии, легкой и химической промышленности, то здесь доля еще меньше – 30 %. А «легендарные» аграрии лишь на 20 % были представлены на европейских рынках.
Что важно – почти половина из тех, кто воспользовался торговыми преференциями, не заметили никаких существенных препятствий в реализации своего экспорта в Европейский Союз. Если говорить об остальных экспортерах, то они сетовали на проблемы с поиском зарубежных партнеров (25 %) и недостаток информации о предоставляемых преференциях (20 %). И что примечательно – дефицит информации испытывал малый и средний бизнес, а сложности поиска партнеров в основном возникали у крупного бизнеса.
Если говорить о тех, кто не воспользовался режимом льготного ввоза украинских товаров в Европу, то большинство в качестве причин своих неудач указали нехватку информации (около 17 %) и времени для переориентации на европейские рынки (13 %). Также около 11 % участников рынка заявили о жесткой конкуренции, которая не дала возможности реализовать себя. Примечательно, что не знали о возможности льготного экспорта товаров в Европу гораздо больше представителей малого бизнеса (18 %), чем крупного (9 %).
В ходе опроса компаний выяснилась интересная особенность: чем ближе отечественный бизнес расположен к западным границам страны, тем проще ему вести бизнес с европейскими странами. В первую очередь, эту закономерность связывают с отсутствием языкового барьера. Например, жители Закарпатья без проблем изучают документы на венгерском или словацком языках, житель Львовской области – на польском. Поэтому чем дальше от границы, тем больше сложностей возникает с пониманием.
Роман Козловский
По материалам: dengi-info. com