Нефтяной монополист Украины

Государство предлагает создать вертикально-интегрированную нефтяную компанию (ВИНК). Согласны ли олигархи и Европа? Данная идея принадлежит премьер-министру Украины Арсению Яценюку. Де-юре государство контролирует «Укртранснафту» и «Укрнафту» и на 43% «Укртатнафту». Это внушительные активы, стоимость которых исчисляется десятками миллиардов долларов. В объединенную компанию так же можно включить Кременчугский нефтеперерабатывающий завод, мощности в Одессе и Херсоне. Идея очень интересная, особенно учитывая, что «нефтянка» в последние годы давала прибыль: за 2014 год «Укрнафта» заработала почти 28 млн грн. , а «Укртатнафта» - 20,6 млн грн. И если стоимость транспортировки углеводородов вырастет, так же можно рассчитывать на прибыль. Но как на эту идею смотрит ФПГ «Приват»? Особенно учитывая, что последние 10 лет аналогичная по схеме вертикально-интегрированная нефтяная компания и была создана именно группой «Приват». Ключевыми пакетами нефтянки владел Коломойский, его менеджмент был посажен в руководство компании, венчало всё это обширная сеть заправок. Препятствованием на пути создания ВИНК может стать финансовый вопрос. Например, руководство «Нафтогаза» утверждает – переговоры с ФПГ «Приватом» имеют смысл и перспективу на успех только тогда, когда «Укрнафта», которую долгое время контролировали структуры Коломойского, погасят свой долг перед государственным бюджетом. А долг немалый – государству, как главному акционеру, причитается 1. 8 млрд. грн. по дивидендам. Всего же, по разным оценкам, пока компанию контролировал Коломойский, бюджет не досчитался 6 млрд. грн. Долги есть не только у Коломойского. НАК «Нафтогаз Украины» признаёт задолженность перед «Укрнафтой» в 3. 75 млрд. грн. за потреблённый населением газ. Группа «Приват», которая является вторым после государства акционером «Укрнафты», считает эту цифру заниженной. Дело в том, что «Нафтогаз Украины» считает долг согласно нормам, установленным Нацкомиссией по регулированию энергетики. Но когда долг формировался, цены вышеуказанной комиссией просто не регулировались. Раньше вопрос долга просто не поднимался – на дивиденды от своей доли в «Укрнафте» государство не претендовало, а «Приват» «забывал» про долг. На данный момент оба акционера «Укрнафты», и «Приват», и государство, подали иски в суд друг на друга. Именно это, говорят эксперты, и может стать основным препятствием для реализации замысла Арсения Яценюка. Впрочем, ради дальнейшей выгоды стороны могут согласиться на взаимные уступки, в том числе и в вопросе, кто будет управлять нефтяным монополистом – человек государства или человек Коломойского. В Европе на идею о создании Объединённой нефтяной компании Украины пока не реагируют. В мировой практике есть прецеденты создания подобных компаний, в которые были бы интегрированы и представители нефтетранспортного сектора - например, та же «Роснефть». Но проблема заключается в том, что подобные инициативы идут в разрез с третьим энергопакетом, который сейчас как раз реализует официальный Киев. Положения документа гласят – добывающая и транспортная отрасли должны быть разделены. Таким образом, получение прибыли будет прозрачным. Объединение же в одну компанию нефтедобытчиков, транспортников и тех, кто непосредственно продаёт энергоресурсы, позволит собственнику такой компании влиять на цены для потребителей. Однако некоторые эксперты считают, что идея вполне жизнеспособна. Она может воплотиться, когда будут внедрены определённые международные стандарты, отчётность по добыче и транспортировке будет прозрачной, а так же пройдёт модернизация нефтеперерабатывающих заводов. Если такие планы в ВИНК не заложены – это не более, чем очередной «прожект». Роман Козловский По материалам dengi-info. com