Как изменить законы к выборам. Интервью с экс-главой Комитета избирателей

До даты местных выборов осталось менее пяти месяцев, но каковы будут правила игры, не решаются сказать даже самые опытные эксперты, пишет Евгения Вецько в №23 издания от 12 июня 2015 года.

«Нет политической воли менять систему», — сетует бывший глава правления Комитета избирателей Украины, а сегодня народный депутат от Блока Петра Порошенко Александр Черненко.

Как наблюдатель и эксперт он работал во всех избирательных кампаниях Украины начиная с 1996 года. Усаживаясь в депутатское кресло, обещал содействовать реформе избирательного законодательства и даже стал соавтором одного из профильных законопроектов.

«Радикального и революционного», — характеризует документ Черненко.

В интервью Корреспонденту он рассказал о том, как депутаты будут менять избирательную систему и почему осенняя кампания наверняка будет жаркой. Кампания, которая фактически уже началась.

— Киев, Харьков, Львов. . . Сегодня можно предсказать, какие округа станут «горячими точками» будущих местных выборов?

— Это Киев и 10-15 областных центров. Черкассы, Ивано-Франковск, Львов — города, где большие бюджеты. Выборы мэра в крупных городах — всегда серьёзная конкуренция и серьёзная схватка. Многое зависит от кандидатов, но избирательная кампания в отдельных регионах точно будет проблемной. К сожалению, такая у нас политическая культура.

К тому же многие воспринимают эти выборы как последний решающий бой. Да, будет непросто. Но главное желание парламента и самих кандидатов сделать кампанию максимально прозрачной.

— Последний бой? Раньше украинские политики такого внимания местным выборам не уделяли.

— До 2010 года местные выборы проходили одновременно с парламентскими, поэтому были в тени. Это раз. Во-вторых, сегодня многие воспринимают местные выборы как репетицию перед парламентскими. Это демонстрация народной поддержки, срез общественного мнения.

И третье — в условиях децентрализации власти местные советы и их исполкомы получают огромные полномочия, бюджеты и т. д. Сейчас даже некоторые народные депутаты говорят, что кресло депутата Киевсовета даст им больше возможностей. Правда, они забывают о том, что вместе с полномочиями им придётся отвечать за плохие дороги, коммунальные проблемы… И на Киев уже не покиваешь.

— Но процесс децентрализации ещё далёк от завершения. А выборы уже осенью.

— Дата очередных местных выборов регулируется Конституцией. Тут вопросов быть не может — последнее воскресенье октября, то есть 25 октября 2015 года. И пройти выборы должны по всей Украине независимо от того, были где-то внеочередные или нет. Единственный нюанс — это введение военного положения. Только в этом случае выборы не проводятся.

Но я склоняюсь к мнению, что эти выборы промежуточные. Мы закончим процесс децентрализации, внесём изменения в Конституцию и законы и через два года изберём местные власти под новые полномочия, под новые территориальные громады. Думаю, больших проблем с этим не будет. А сейчас нужно просто выполнить требование Основного закона.

— Вы сказали, по всей Украине. Как будет решён вопрос с Донбассом?

— Есть закон об оккупированных территориях, в котором чётко сказано, что там выборы не проводятся. Организовать полноценный избирательный процесс невозможно. Поэтому выборы там будут проведены, когда закончится АТО и Украина восстановит контроль над захваченной частью Донбасса. Я думаю, что под это будет принят специальный закон.

Что касается территорий Донецкой и Луганской областей, которые контролируются Украиной, то там никто не мешает провести выборы в городские советы. А вот проблема с выборами облсоветов есть. По нынешнему законодательству они проводятся по смешанной системе. Если по партийным спискам сформировать областной совет можно, то как быть с мажоритаркой?

И проблемы есть в тех населённых пунктах, которые формально подконтрольны Украине, но де-факто там ведутся боевые действия. Я считаю, что Центризбирком накануне выборов должен сказать, в каких городах и посёлках голосование не состоится, потому что невозможно обеспечить безопасность людей.

— А переселенцы?

— Людям нужно разрешить голосовать по заявочному принципу. За некоторое время до выборов переселенцы должны обратиться в органы госреестра со справкой временно перемещённых лиц и внести себя в списки там, где они планируют голосовать. Автоматически сделать это невозможно.

И очень важно, чтобы в списки они себя внесли ещё до того, как станут известны кандидаты по округам. Чтобы не получилось, что переселенцы будут регистрироваться под конкретного кандидата. В Киеве их много, они рассредоточены, поэтому вряд ли смогут повлиять на ход выборов. А если это небольшой городок в Луганской области? Там концентрация переселенцев высокая, и они могут полностью изменить результаты голосования.

Поэтому здесь нужно найти баланс - с одной стороны, обеспечить им конституционное право голоса, а с другой, чтобы они голосовали на выборах только в том случае, если они действительно хотят стать или уже являются членами той или иной территориальной громады.

— Но процедура голосования переселенцев ещё не закреплена законодательно?

— В действующем законе о местных выборах — нет.

— Выборы будут проводиться по этому закону?

— Этого не знает никто. У нас есть три возможных варианта. Первый — принятие нового закона о местных выборах. Сегодня таких в Верховной Раде зарегистрировано четыре. В одном я соавтор. Там есть норма о переселенцах. Но главное, что он предусматривает серьёзное изменение избирательной системы и способа голосования.

Ещё есть законопроект, внесённый Игорем Поповым и Вадимом Денисенко. Он не так радикален для избирателя. Там остаётся элемент мажоритарной системы. И, хотя голоса просчитываются по результату партии, это не совсем открытые списки, о которых мы давно говорим и что прописано в коалиционном соглашении.

Второй вариант — если ни один из новых законопроектов не наберёт нужного количества голосов, провести выборы по старому закону. В нём есть проблемы, но мы можем внести в него изменения. В основном процедурные.

И третий вариант самый печальный — старый закон остаётся без изменений. Это будет полный провал избирательной реформы и коалиционного соглашения. Не хотелось бы, чтобы так случилось.

— Чем нынешний закон так опасен?

— Он показал свою полную несостоятельность. Смешанная система — это, с одной стороны, закрытые списки, а с другой — мажоритарные одномандатные округа. То есть одни кандидаты покупают места в списках, другие покупают голоса избирателей. Вспомните местные выборы 2010 года. Я как эксперт могу вам сказать, что это самые грязные выборы за всю историю независимой Украины.

В процедурной части этот закон уже улучшили год назад перед выборами в Киеве, главные недостатки были ликвидированы. Но осталась избирательная система, которая абсолютно себя дискредитировала. И от неё однозначно нужно отказываться.

— Что предлагается взамен?

— Если говорить о нашем законопроекте, то это сокращение депутатов местных советов. От 30% до 50% в зависимости от совета. Например, в Киеве их будет максимум 80 [человек], а то и 60. Сейчас — 120.

На уровне областных и городских советов крупных городов ввести пропорциональную систему и открытые списки. То есть избиратель голосует и за партию, и за какого-то члена списка этой партии. И тогда в партиях не будет диктатуры лидера, не он, а избиратель сможет решать, кому быть в совете, а кому нет. Такая система будет работать в городах, где более 90 тыс. избирателей. Поэтому внедрять её, например, в Моршине, где голосуют всего 4 тыс. человек, глупо и неудобно.

А на уровне районов, малых городов, сельских и поселковых советов мы предлагаем многомандатную мажоритарку. Избиратели голосуют за одного кандидата, но депутатами становятся два, а то и три или четыре кандидата в зависимости от величины округа. Эта система страхует от фальсификаций, подкупа и затягивания подсчёта. Как у нас часто бывает? Победитель обошёл конкурента на десять голосов, и тот, кто занял второе место, пытается переломить ситуацию. Что стоит испортить десять бюллетеней? Ничего. А если проходят несколько человек, то пропадает сам мотив для нарушения закона.

Второй плюс. Такие многомандатные округа получат большее представительство избирателей. Как сейчас? Например, кандидат набрал 15%, но он проходит в совет, потому что остальные набрали ещё меньше. То есть 85% избирателей он не представляет. А если есть первый, второй и третий, то представительство громады увеличивается.

И ещё новшество (правда, оно есть не только у нас, но и в двух других законопроектах) — это выборы мэра в два тура. Если в первом туре ни один из кандидатов не набрал 50% голосов и нет явного фаворита, то проводится второй тур. Но это опять же касается только крупных городов.

— Есть ли среди депутатов готовность менять систему в корне?

— Сегодня нельзя сказать, что какой-то из новых законов может быть поддержан.

Главная проблема нашего законопроекта в том, что он хоть и улучшает качество избранных советов, качество партий, но за полгода до выборов избирателям и членам комиссий нужно с нуля объяснить, как голосовать. Им точно будет непривычно.

Противники законопроекта часто прикрываются именно этим мотивом - сложная система приведёт к хаосу на участках. А в действительности лидеры партий не хотят открывать списки, потому что тогда они потеряют контроль над ними, не смогут торговать местами.

Многие хотят оставить и мажоритарку. Особенно те депутаты, которые прошли в парламент не по спискам. Они знают, как работать с избирателями, они хотят провести своих людей в местные советы, у них, что называется, прикормленные округа. А изменение избирательной системы ломает такую схему.

Но изменение избирательной системы прописано в коалиционном соглашении, этого от нас требует Европа. И теперь вопрос, что победит - меркантильные интересы отдельных политиков и лидеров партий или необходимость проводить реформы. Это мы увидим уже на следующей неделе.

— То есть жить по-новому и работать прозрачно депутаты не хотят?

— Я бы не говорил о прозрачности. Есть опасения, что мы радикальным законом можем усложнить выборы. Да, так может произойти. Но реформа — это всегда тяжело. И я сторонник того, что если бояться реформ, то не нужно о них и говорить. Будет сложно, возникнут недоразумения, появится некоторое количество испорченных бюллетеней. Но на следующих выборах уже станет проще. Когда-то этот шаг нужно сделать.

— Если принять новый закон не удастся, как следует изменить существующий?

— Во-первых, нужно предусмотреть возможность голосования переселенцев. Второе — если мы не можем выполнить условие коалиционного соглашения в плане изменения избирательной системы, то что нам может помешать сократить количество депутатов местных советов?

Дальше можно предусмотреть выборы мэров больших городов в два тура. Это несложно сделать. И поработать над процедурными моментами - подсчёт голосов, агитация.

То есть закон можно сделать очень неплохим, но концептуально действующая избирательная система, которая критиковалась всеми, останется без изменений. И от реформы это далеко.