![]()
Стремление Украины провести реформы в экономике, социальной сфере и топливно-энергетическом комплексе позитивно оценивается западными инвесторами. В отличие от соседней РФ, где подобного рода реформы даже не анонсируются, нынешний путь украинцев выглядит более перспективным и правильным. Но возвращаясь к наболевшей проблеме – скорость реализации этих реформ оставляет желать лучшего.
Как говорят эксперты, если медлить с реформами, то они просто окажутся провальным. И за примерами далеко ходить не надо – с середины 90-ых в тогдашнем парламенте РФ было немало реформаторских законов, которые так и не были реализованы. И пока что Украина идет по точном такому же пути. Зададимся вопросом: а что хорошего было сделано новой властью за последний год?
Формально, нынешний состав правительства выглядит как неплохая команда реформаторов с большими амбициями. Так, министр экономического развития проводит работу по дерегуляции. Министр инфраструктуры занят улучшением показателей деятельности государственных предприятий. Нынешний министр сельского хозяйства уже упразднил некоторые сертификаты, тем самым упростив ведение данного вида предпринимательской деятельности. Ну а министр финансов вообще работает по многим фронтам: уменьшила субсидии в социальную и энергетическую сферы, а также ведет переговоры о реструктуризации внешнего долга нашей страны.
Например, в прошлые годы суммарный размер государственных дотаций в энергетический сектор составлял порядка 10 % от ВВП. По прогнозам на нынешний год из бюджета страны на эти цели уйдет не более 2 %. Такой показатель выглядит впечатляющим и заслуживает уважения. Но среди множества этих «плюсов» есть свои существенные «минусы».
Начнем с того, что рыночная экономика уже не одну сотню лет живет по четким принципам, которые базируются на консервативном подходе в управлении финансами. И до сих пор украинское общество этого не понимает, что создает массу дополнительных проблем. Яркий тому пример – люди жалуются на рост тарифов, но принципиально не хотят замечать, что через это повышение стоимости услуг жилищно-коммунального сервиса прошли почти все государства. Ведь нельзя населению предоставлять воду, электроэнергию и газ по ценам, ниже себестоимости. Именно поэтому реформы в топливно-энергетическом комплексе должны быть доведены до уровня экономически обоснованных.
Также правительство Украины преступно недооценивает важность скорости проведения реформ. В качестве примера нашим согражданам приводят соседнюю Польшу, где в 90-ых наблюдались точно такие же проблемы, как ныне в нашем государстве. И тогдашнее польское правительство фактически за один год не только спланировало, но и реализовало большинство реформ. Эффект от них мы можем наблюдать сегодня, когда множество молодых людей мечтает выехать в эту страну и реализовать там себя в самых различных сферах. И если Украина будет продолжать медлить с переменами к лучшему, то открывшееся окно в Европу может захлопнуться в самое ближайшее время.
Виктор Сташко
по материалам: dengi-info. com