![]()
Многие прогнозируют дефолт Украины и приводимые экспертами аргументы сложно назвать неубедительными. По сути, страна уже банкрот: если сегодня хотя бы половина кредиторов нашего государства потребуют вернуть свои средства, выполнить это будет просто невозможно. Именно поэтому сейчас проводятся активные переговоры на предмет реструктуризации государственных долгов и пролонгации их выплат. Но за макроэкономическими проблемами многие не замечают наметившихся внутренних дефолтов. «Первой ласточкой» здесь стал государственный монополист в сфере железнодорожных перевозок «Укрзализныця».
Так, и. о. главы этого предприятия Максим Бланк на брифинге сообщил о намерении своего топ-менеджмента заняться реструктуризацией займов на общую сумму в 32 млрд. грн. В частности, основным кредиторам будет предложено пролонгировать срок выплат по кредитам. Правда, данное предложение о реструктуризации не коснется таких инвесторов как Европейский банк реконструкции и развития и Эксимбанк Южной Кореи. Кстати, это одна из причин почему рейтинговое агентство Standard & Poor's понизило долгосрочный кредитный рейтинг «Укразализныци» до отметки «СС», что означает «прогноз – негативный»
В качестве основных причин, вызвавших дефолт этого некогда доходного предприятия – сепаратизм и война на Востоке. Как говорят в администрации предприятия, целое подразделение – Донецкая железная дорога» - полностью вышло из подчинения и тем самым серьезно ударило по железнодорожным перевозкам. Военные действия серьезно снизили экономическую активность некогда процветающего промышленного центра – Донбасса. В результате упали перевозки, снизилась доходность и ухудшились общие финансовые показатели. Также предприятие страдает от «природных» проблем любой государственной организации – коррупция и безответственное ведение хозяйственной деятельности. Все это вполне ожидаемо должно было привести к техническому дефолту «Укрзализныци», но официальное его объявление все равно вызвало легкую панику в деловой среде страны.
Следующим в очереди на дефолт находится государственное агентство автомобильных дорог. Долги этой организации на начало года превышали 40 млрд. грн. , а срок их погашения приходится на текущий и 2016-2017 годы. Большая часть этих займов предоставлены международными финансовыми организациями на достаточно выгодных условиях. Но с учетом того, что брались они с 2000 года и на долгий период, сегодня, спустя десяток лет, необходимы колоссальные средства для их обслуживания. Приведем простой пример: в текущем году на нужды этого госагентства выделено 20 млрд грн. Из них лишь 3,5 млрд. будет направлено на ремонт дорог. Остальное – это выплаты по долгам.
Если пройтись по обширному перечню подобных предприятий, то можно ожидать целую серию дефолтов национальных структур, которые в целом ухудшат рейтинг государства и таким образом сделают угрозу общего дефолта страны более реальной.
Роман Козловский
По материалам: dengi-info. com