Что стоит за встречей Керри и Путина. Интервью с Фесенко

Материал размещен в №19 журнала от 15 мая 2015 года.

1. Госсекретарь Джон Керри не был в России два года, со времени начала конфликта в Украине. И вдруг внезапно прилетает в Москву для встречи с первыми лицами государства. Что это означает?

— Он прилетал в первую очередь для встречи с Владимиром Путиным. С Лавровым он встречался неоднократно. Да, это происходило не на территории России, но встречи были. Это означает только одно — в Штатах серьёзно опасаются, что Россия пойдёт на эскалацию конфликта на Донбассе в ближайшую неделю. Кстати, этим оправдываются не только действия Керри, но и Ангелы Меркель [встретившейся с Путиным в Москве 10 мая]. Они совершили визиты в Россию для того, чтобы убедить Путина не делать глупостей на Донбассе.

2. Может ли визит Керри в Россию также быть связан с желанием Барака Обамы всё-таки войти в историю как президент, который не зря получил Нобелевскую премию мира, а для этого успеть нормализовать отношения с Россией до президентских выборов в США?

— О чём вы говорите?! Обама уже предпринимал попытку перезагрузки отношений с РФ в первый срок своего президентства. Но если он попытается подружиться с Россией после аннексии Крыма и событий на востоке, то вместо светлого места в истории оставит за собой очень грязный след. И сам это понимает. Обама не хочет войны в последние полгода своего президентства. А Нобелевскую премию мира он отрабатывал, ещё выводя американские войска из Ирака. С Россией это никак не связано.

3. Встреча началась с весьма странного поведения участников встречи. Лавров подкатил на Победе, презентовал помидоры и картофель, а Керри в ответ подарил собрание цитат российских СМИ об отношениях между США и РФ. Как растолковать эти знаки?

— Это пиар-игры и не более того. Я бы охарактеризовал их поведение как околодетские игры серьёзных дядей-дипломатов. Нужно же им давать перчинку журналистам, чтобы было о чём писать. Поэтому никакого серьёзного значения это поведение не имеет. Это банальный и, на мой взгляд, примитивный пиар. Изюминка для официальной встречи.

4. На встрече большое внимание уделили Украине и, в частности, заявлениям Петра Порошенко о возможном отвоевании донецкого аэропорта у повстанцев. Причём американская и российская стороны сошлись в том, что активные боевые действия были бы ошибкой Порошенко. Не значит ли это, что США могут поменять политику в украинско-российском конфликте в пользу наших соседей?

— Никакого особого внимания заявлению Порошенко уделено не было — надо читать всю информацию в контексте. Керри давал ответ на вопрос журналиста и начал реплику словами: «Если действительно Порошенко…». Это была косвенная тема, которая возникла на переговорах в связи с эмоциональным заявлением Порошенко о намерении отвоевать аэропорт. На самом деле люди знают, что угроза наступления на Донбассе исходит совсем не от украинской стороны конфликта. И у Керри на этот счёт есть вся необходимая информация, собранная американской разведкой. Иначе он бы не приехал в Россию после такого долгого перерыва. А по поводу Порошенко - он отреагировал так, потому что хотел продемонстрировать нейтральную позицию. После Керри провёл телефонный разговор с Порошенко, и, думаю, проблема была снята.

5. Чем грозит Украине нормализация отношений США и России?

— Никакой нормализации нет и не предвидится в ближайшее время. Переговоры есть, они активизировались, но случилось это именно потому, что существует большой риск новой эскалации конфликта. О нормализации говорить нет никаких оснований — собственно, сам Лавров после встречи сказал, что никакого прорыва не произошло.