![]()
Налоговый компромисс, предложенный правительством Украины, не нашел достойного отклика в отечественной бизнес-среде. За первый квартал текущего года планировалось собрать порядка 1 млрд. грн поступлений в бюджет, но фактически эта сумма не превысила 300 млн грн. Возникает резонный вопрос: почему предложенный правительством механизм вывода доходов из тени не стал панацеей для экономики государства?
Начнем с терминологии. Сам термин «компромисс» предусматривает проект решения, которое готова принять каждая из сторон. Естественно, здесь не обойтись без уступок в некоторых моментах, но общие тезисы предложенного решения явно должны подходить всем. Говоря об украинских реалиях отметим, что правительство предложило плательщикам налогов добровольно уплатить 5 % от общего размера всех доходов и активов, указанных в декларации. Остальные 95 % от вышеуказанной суммы буду считаться погашенными, при этом не начисляются ни штрафные санкции, ни пеня, а сами налогоплательщики освобождаются от ответственности за прошлые грехи. Вроде бы все хорошо, если бы не одно существенное «но» - сам компромисс вовсе не обеспечивал бизнесу самое главное - его безопасность.
Так, получив индульгенцию по статье «уклонение от уплаты налогов», должностные лица и собственники компаний продолжали подвергаться преследованию по другим делам, попадающими под юрисдикцию Уголовного кодекса Украины. Таким образом, продолжалось активное давление под таким «соусом» как «мошенничество» или «служебный подлог». Также бизнес получал дополнительный прессинг благодаря внеплановым проверкам, связанным как раз с подачей деклараций – налоговикам необходимо было проверить все ли верно указано. В результате, вроде как действующий временный мораторий на проверки не работал в случае желания предпринимателя попасть под своеобразную амнистию.
Все это говорит о том, что предложенный правительством компромисс был неким подобием сделки, когда налоговики вроде бы закроют глаза на некоторые нарушения и схемы за мизерную оплату (вышеупомянутые 5 %), но могут запросто найти другие варианты, при которых давление окажется более эффективным, так как многие схемы мошенничества уже известны от самого бизнесмена. Кроме того, сам компромисс сложно назвать экономически выгодным. Так, добровольно предлагалось уплатить 5 % от суммы недоплаченных налогов. Но при этом официальный размер штрафа в случае некорректировки налоговых обязательств составляет 3-5 %. Поэтому налогоплательщику фактически равноценно: просто уплатить штраф или оплатить амнистию.
Таким образом, предложенный правительством механизм фактически потерпел полное фиаско. Не исключено, что вскоре Кабинет министров Украины разработает иной, более продуманный вариант «отбеливания» налогоплательщиков. Но пока украинские предприниматели, словно мифические вампиры, предпочитают оставаться в комфортной тени, чем под лучами правительственного света.
Роман Килимник
По материалам dengi-info. com